Главная
Новости Встречи Аналитика ИноСМИ Достижения Видео

Заседание наблюдательного совета АНО «Россия – страна возможностей»

Президент принял участие в заседании наблюдательного совета автономной некоммерческой организации «Россия – страна возможностей».

Обсуждались итоги работы платформы «Россия – страна возможностей» за три года, в том числе флагманских проектов «Лидеры России», «Цифровой прорыв», «Большая перемена», «Мастера гостеприимства», «Я – профессионал», «Профстажировки 2.0», «ТопБЛОГ», «Учитель будущего», программа «Наставничество».

* * *

В.Путин: Добрый день, уважаемые друзья, коллеги!

Я очень рад вас всех видеть.

Мы сегодня во второй раз проводим наблюдательный совет организации «Россия – страна возможностей». Собственно говоря, эта организация уже стала широким общественным движением, можно сказать. Потому что за последние несколько лет, три года, по-моему, пять миллионов человек приняли участие в различных мероприятиях, связанных с этой платформой. Нам очень хотелось – на мой взгляд, в целом, это получилось, – создать еще одну, дополнительную возможность для молодых людей, с тем чтобы они могли, опираясь на свои таланты, на свои возможности, на свои стремления, на свои жизненные планы, реализовывать себя, реализовывать там, где они живут, учатся. И надо сказать, что это, в общем, дает результаты. Честно говоря, я даже не ожидал, что, по-моему, два губернатора, несколько заместителей министров, федеральных ведомств, мэры крупных городов, руководители наших крупнейших компаний – все, кого я перечислил, прошли через эту платформу.

Смотрите также

Участники заседания наблюдательного совета АНО «Россия – страна возможностей» (в режиме видеоконференции)
26 марта 2021 года

Знаю, что и у тех, кто собрался сегодня здесь, в Ново-Огарёво, и у тех коллег, с которыми мы на связи, в онлайн-режиме работаем, есть свои соображения по поводу того, что и как сделано, свои оценки и свои предложения – что самое важное и самое главное – по поводу того, как нам нужно дальше двигаться, как нам развиваться, как использовать эту платформу для того, чтобы она эффективно работала.

Так называемые социальные лифты, на мой взгляд, в рамках этой работы очень неплохо реализуются. И школьники, и студенты имеют возможность использовать все свои лучшие качества, как я уже сказал в начале, для того, чтобы добиться тех целей, которые они перед собой ставят.

Во всяком случае, это очень хорошая возможность для того, чтобы стартовать, и стартовать удачно. Причём у нас очень много направлений: и искусственный интеллект, и здравоохранение, и волонтёрство – чего только нет, но все нужно, нет ничего лишнего.

Давайте обо всём этом поговорим. Я очень рад вас видеть и предлагаю начать нашу с вами дискуссию, разговор.

Пожалуйста. Начнём, наверное, с начальства.

(Обращаясь к А.Комиссарову.) Прошу Вас.

А.Комиссаров: Спасибо большое, Владимир Владимирович.

У нас уже стало традицией проводить заседание наблюдательного совета не только с членами набсовета, но и с победителями наших конкурсов. Спасибо за эту возможность, потому что всегда лучше услышать мнения, комментарии, что называется, из первых рук, из первых уст.

Мы подготовили большой, подробный доклад с цифрами, фактами, результатами нашей работы, он есть у всех членов наблюдательного совета. Мы с удовольствием поделимся им с представителями средств массовой информации. Я же остановлюсь, если можно, только на самых важных моментах. Но для начала давайте посмотрим короткий ролик.

(Демонстрация ролика об АНО «Россия – страна возможностей».)

Эти слова – «Россия – страна возможностей», Вы, Владимир Владимирович, впервые озвучили в Послании Федеральному Собранию в марте 2018 года и приняли решение о создании одноимённой организации. И мы делаем всё возможное для того, чтобы Ваш подход к таким прозрачным, честным, открытым социальным лифтам реализовывался во всей нашей стране, чтобы буквально каждый человек в России мог реализовать свой потенциал.

Сегодня уже два раза прозвучало число людей, присоединившихся к платформе, но я всё-таки хочу ещё раз его повторить: пять миллионов человек получили новый опыт, новые знания, новых друзей, новые возможности для своего развития. И это только непосредственно участники платформы, у них же есть ещё друзья, родители, учителя – они все переживают, болеют, радуются победам. И у нас, кстати говоря, есть такие истории семейного участия в наших проектах, если так можно выразиться, когда, например, родители попробовали свои силы в «Лидерах России», а потом их дети-школьники пришли в «Большую перемену» или дети-студенты в «Я – профессионал».

Вообще, когда мы начинали, мы, конечно, не ожидали такого невероятного запроса на большое количество направлений. Но это объяснимо, потому что для каждого из нас саморазвитие – это что-то своё, оно для каждого из нас значит своё. Для старшеклассников, наверное, самое важное – это определиться с будущей жизнью, найти свою дорогу, решить, куда пойти учиться или работать потом, найти своё призвание. И в этом смысле помогает конкурс «Большая перемена» – найти ответы на эти вопросы, или наш проект «Мой первый бизнес».

Студенты: для студентов самый главный вопрос – это первая работа. Почти все работодатели говорят, что они хотят видеть молодых сотрудников, у которых уже есть опыт. А где этот опыт получить, если все хотят видеть людей с опытом? И мы для этого предлагаем два проекта: олимпиада «Я – профессионал» и проект, который мы делаем совместно с Народным фронтом, «Профстажировки 2.0». Благодаря этим проектам у нас уже 35 тысяч молодых людей получили возможность пройти первые стажировки и получить первое место работы в крупных лучших российских компаниях.

Наши айтишники правда самые лучшие в мире, я в этом ни секунды не сомневаюсь. Им очень хочется решать сложные, амбициозные задачи, участвовать в ярких проектах. Для них есть «Цифровой прорыв».

Я напомню, что ещё до пандемии в 2019 году мы вошли в Книгу рекордов Гиннесса, проведя самый массовый, самый большой в мире хакатон, это 48-часовое соревнование для программистов. В прошлом году, несмотря на все ограничения, несмотря на то что нам пришлось уйти в онлайн, количество вовлечённых в этот проект людей даже увеличилось до 94 тысяч. И они создали почти шесть тысяч разных решений, часть из которых уже внедрена.

Крупные руководители и вообще руководители, управленцы – что им интересно? Они хотят проверить свои знания, хотят сравнить себя с другими, хотят получить крутого наставника, новые образовательные и карьерные перспективы. И такую возможность даёт наш флагманский конкурс, который Вы упомянули, – «Лидеры России». За три года больше 660 тысяч управленцев приняли в нём участие. Сотни тысяч получили подробную обратную связь, узнали, какие компетенции у них развиты, над какими, может быть, ещё стоит поработать, получили эту обратную связь от экспертов очень высокого уровня. 900 финалистов за три года получили по одному миллиону рублей на образовательные цели, на продолжение своего образования, а 270 человек – серьёзные назначения, Вы их уже частично упомянули: действительно, и два губернатора, и мэры, и руководители, главврачи больниц и многие-многие другие.

А лучшие из лучших попадают в запущенную Вами программу кадрового резерва, которая реализуется в Высшей школе государственного управления президентской академии. Журналисты прозвали её школой губернаторов. В общем, неудивительно, потому что уже 36 губернаторов, пять федеральных министров и много других крупных руководителей вышло из этой программы.

Но не все хотят идти на госслужбу. В наше время каждый выбирает какую-то свою карьеру, направление. Кто-то, например, хочет быть блогером. У нас для таких участников есть проект «ТопБЛОГ». Когда мы его создавали, мы, конечно, ориентировались на молодёжь. Но удивительно, что он привлёк людей гораздо более старших, кроме молодёжи. У нас, например, есть участница Евгения Фёдоровна Семёнова, интернет-блогер, инстаграм-блогер, бабушка Женя. Она не скрывает свой возраст: ей 89 лет. Я с удовольствием на неё подписался, читаю истории её детства, очень непростой юности и истории её путешествий по нашей стране. Она так здорово пишет, что увлекает многих молодых, даёт им какой-то смысл вообще к дальнейшему развитию и желание узнавать нашу страну.

Участники очень-очень разные у нас. Но что меня очень радует и вдохновляет, это то, что большинство приходят в наши конкурсы не для того или как минимум не только для того, чтобы получать призы, а для того, чтобы приносить пользу другим: объединяются, проводят уроки в школах, участвуют в волонтёрских программах, помогают пожилым. Только социальные проекты участников программы «Лидеры России» сделали жизнь 50 тысяч людей вокруг лучше. При этом вначале эти социальные проекты были обязательной частью программы, нельзя было дойти до финала, не реализовав такого рода проект. Но потом, по словам самих участников, такое добровольчество стало фактически философией их жизни. Они продолжают их реализовывать и делают ещё больше новых интересных проектов.

Вы, Владимир Владимирович, задали тренд на эти кадровые отборы – прозрачные, честные и открытые. Сейчас очень многие в стране начинают следовать этому тренду: кто-то с нашей помощью, мы помогает методологией, кто-то уже сам, без нашей помощи. У нас, например, «Россети» реализуют проект «Лидеры энергетики», Федеральная налоговая служба – «Сделай карьеру сам», «Газпром нефть» вместе с партнёрами организовала целую платформу «Профессионалы 4.0», которая объединяет управленцев из разных сфер.

Но и региональные власти не отстают. 44 региона за эти годы провели свои конкурсы. Около 700 назначений было, 700 участников получили разные назначения. Мы даже начали экспортировать эти практики.

Вы помните, на прошлом набсовете давали поручение откликнуться на просьбы наших коллег из Азербайджана провести такой конкурс у них. Мы им помогли, причём сделали это небесплатно, можно сказать, по франшизе. Так что теперь уже наши методики пусть пока совсем небольшой, но уже доход нашей стране приносят через такие программы

Что наши участники хотят от всех наших проектов? ВЦИОМ провёл в конце прошлого года исследование. 81 процент сказал о том, что для них самое важное – это дополнительное образование. У нас есть мастерская управления «Сенеж», которая по Вашему решению была запущена. Спасибо Вам большое за это. Уже 27 тысяч человек за это время прошли там обучение. В прошлом году к нашим онлайн-программам присоединилось 265 тысяч участников. Это для нас был новый необычный опыт. Он оказался очень востребованным и полезным.

Что мы планируем делать дальше? Если наблюдательный совет поддержит наши инициативы, то мы хотим прежде всего создавать новые возможности для всех, чтобы любой молодой человек мог развиваться так, как он хочет, чтобы мы создавали сообщества, чтобы мы не теряли никого, даже тех, кто не дошёл до финала. Сегодня ребята про это расскажут, про идеи, которые они сами предлагают. Я думаю, что мы сможем послушать их.

Во-вторых, мы хотим запустить на нашей платформе так называемый персональный трек. Уже сейчас те, кто заходит на сайт rsv.ru, могут пройти профориентационный тест, подобрать себе какие-то образовательные программы. Но совсем скоро мы начнём выдавать такой документ, мы его пока условно называем «диплом РСВ», где будут отмечены курсы, которые прошли эти участники, и какие компетенции у них развиты. Мы это делать планируем вместе с лучшими нашими университетами, запускаем скоро такие центры компетенций и даже с Министерством образования и науки сейчас обсуждаем вопрос о специальном вкладыше в диплом, в котором будут отмечены там их компетенции, над которыми мы работаем.

Потому что сейчас практически все работодатели говорят про важность так называемых soft skills – умение работать в команде, умение вести переговоры, умение вести людей за собой, способность обучаться и адаптироваться к быстроменяющимся условиям, а из обычного университетского диплома видны только академические знания. Мы надеемся, что такой проект позволит и выпускникам находить ту работу мечты, которую они хотят, и работодателям подбирать ребят в соответствии с теми требованиями, которые они к ним предъявляют.

Третье – мы хотим помочь губернаторам решить те задачи, которые Вы перед ними поставили недавним указом по содействию развитию способностей у детей и молодёжи, способностей, талантов. Мы дадим руководителям регионов доступ к нашей платформе, они смогут в режиме реального времени смотреть, кто прямо сейчас, сколько человек участвует, в каких конкурсах, как это получается у ребят, какой средний уровень развития тех или иных компетенций. Вы сможете, если у Вас будет желание, посмотреть, какие компетенции развиты сильнее в каком-то из регионов. И у нас уже сформировался такой, знаете, кадровый резерв «РСВ», кадровый резерв «Россия – страна возможностей». И мы хотим дать возможность губернаторам выбирать из этого кадрового резерва самых перспективных ребят, естественно, с согласия тех, кто на этой платформе такое согласие даст, с согласия участников, и в дальнейшем, может быть, эту практику распространять на крупные компании, чтобы такая возможность была не только у руководителей регионов, но и у руководителей корпораций.

И четвёртое – это расширение «Сенежа». У нас он забит просто, извините за такое выражение, под завязку. Всё расписано буквально до конца года. Постоянно проходят образовательные мероприятия. Ребятам очень нравится. Благодаря Вам было принято решение о расширении «Сенежа». Правительство нас поддержало. Мы уже вышли на стройплощадку. Руководит штабом Министр строительства Ирек Энварович Файзуллин. Так что всё чётко по плану, с соблюдением всех регламентов. Он очень внимательно следит, спасибо ему за это большое.

Я бы хотел поблагодарить всех наших партнёров. У нас их много, они действительно очень вовлечены. И конечно, всех членов наблюдательного совета, потому что буквально с каждым у нас есть какое-то взаимодействие. Мы видим, что буквально каждый искренне готов сделать свой вклад в общее дело, в развитие социальных лифтов, кадровых перспектив для молодёжи в нашей стране. И за это огромное-огромное спасибо.

Наши ребята, я ими горжусь, горжусь всеми нашими участниками, горжусь вообще всей нашей молодёжью, она у нас замечательная. И мне бы очень хотелось, чтобы Вы послушали ребят, тем более что многие инициативы, которые вообще у нас появляются на платформе, это именно их инициативы, это их предложения и их решения.

Спасибо.

В.Путин: Пожалуйста.

Как мы организуем работу?

А.Комиссаров: Давайте начнём с Дмитрия.

В.Путин: Пожалуйста.

А.Комиссаров: Дмитрий у нас победитель нашего трека «здравоохранение». На прошлом набсовете мы решили, что в «Лидерах России» мы будем делать ещё отдельные специализированные треки: «наука», «здравоохранение». Как раз Дмитрий – победитель одного из таких направлений – «здравоохранение». Я думаю, что Дмитрий расскажет про себя сам.

В.Путин: Пожалуйста, Дмитрий.

Д.Прокопьев: Спасибо.

Здравствуйте!

Меня зовут Дмитрий Прокопьев. Мне 30 лет, и я самый молодой главный врач Челябинской области, а может быть, и всей России. Я осознанно пошёл в профессию и с детства хотел стать врачом. Моими кумирами были доктора из советских фильмов.

2020 год был непростой для системы здравоохранения, но мы вспомнили наконец-то так незаслуженно забытых героев: я сейчас, конечно, про врачей. Но, Владимир Владимирович, даже в самых крутых фильмах самым хорошим супергероям тоже, бывает, нужна помощь. Мне кажется, что время пришло. Сейчас нашей огромной трёхмиллионной армии в белых халатах тоже нужна помощь. Помощь следующая: о них нужно позаботиться и создать комфортные условия труда. Я сейчас говорю о том, что всё это должны делать, конечно же, прежде всего главные врачи, но главные врачи новой формации – это те лидеры, которые обладают не просто классическими знаниями, а надпрофессиональными компетенциями. Как мы уже ранее говорили, это и умение работать в команде, и вести за собой, и проектный менеджмент, и стратегическое управление. К сожалению, этому, ещё раз повторю, не учат в классических медицинских университетах.

С этой точки зрения мне кажется интересным, если в нашей стране появится некое сообщество, а может быть, какой-то образовательный продукт, который будет аккумулировать молодых амбициозных лидеров системы здравоохранения, которые все вместе смогут поделиться успешными кейсами и успешно реализуют не только национальные проекты, но и свои идеи смогут транслировать в другие регионы.

Если позволите, то о личном. Я являюсь финалистом трека «здравоохранение» конкурса «Лидеры России», но у меня нет наставника.

В.Путин: Дима, сразу видно, что Вы руководитель новой формации. Если наставником будет у Вас Голикова, то карьера у Вас пойдёт в гору, будет обеспечена. Татьяна Алексеевна, как Вы к этому относитесь?

Т.Голикова: Да, Владимир Владимирович, любопытно, но на моменте, когда Дмитрий об этом, видимо, говорил, у нас прервалась связь. (Смех.) Поэтому я только из Ваших уст услышала, что это я.

Конечно, если Дмитрий изъявил такое желание, я с удовольствием. Когда он начал говорить, я тут же решила, мы недавно договорились с нашими коллегами повстречаться в ближайшее время с ректорами медицинских вузов, было бы очень любопытно, чтобы Дмитрий поучаствовал в этой встрече. Я просто тогда обменяюсь телефонами, чтобы можно было как-то Дмитрия привлечь к этой работе, и мы его непременно послушаем.

Д.Прокопьев: Спасибо.

В.Путин: Татьяна Алексеевна – тоже руководитель новой формации: когда надо – связь выключается. Но это, конечно, шутка. А не шутка – это Ваше предложение по поводу дополнительной профессиональной подготовки. Конечно, в классических медицинских учебных заведениях учат профессии прежде всего, это ясно.

И что касается менеджмента, что ли, в этой сфере, этому, наверное, до сих пор не уделяли должного внимания. А как Вы сами видите организацию такой работы, имея в виду, что Вы знаете, как работает эта платформа, «Россия – страна возможностей»?

Д.Прокопьев: Вы знаете, трек «здравоохранение» стал самым продолжительным: конкурсные испытания длились четыре дня. Это не потому, что нас там мучили, а потому, что нам так хотелось общаться друг с другом, там были представители абсолютно разных категорий управленческих уровней, что мы до сих общаемся в чатах и до сих пор, например, в период пандемии там оперативно появлялись какие-то документы, которые помогали на местах решать вопросы, ещё раз повторю, оперативнее даже, чем какие-то федеральные, региональные, управленческие структуры.

Поэтому нам важно сейчас общаться прежде всего в неформальной обстановке. То есть, когда ты понимаешь, что эта проблема уже у кого-то решена и можно просто взять инструмент, применить к себе, это, конечно же, упрощает. Пандемия и уход в онлайн нам показал, что такие инструменты нам сейчас очень нужны. Поэтому, может быть, даже на платформе «Россия – страна возможностей» появится такой некий нестандартный управленческий курс. Будет здорово.

В.Путин: Насколько я знаю, в целом такое сообщество в набсовете складывается у всех, кто по разным направлениям так или иначе принимал участие во всех программах и проектах этой платформы, «Россия – страна возможностей». Кстати говоря, это очень важно и очень полезно, потому что, как Вы сами наверняка, сто процентов знаете не хуже меня: когда люди разных направлений, специальностей и знаний находятся в контакте, часто решение очень серьёзных задач в конкретной сфере сопряжено со знаниями из разных областей. Поэтому такое уже складывается, нужно просто это поддержать.

А.Комиссаров: Я думаю, что мы сможем это как раз в «Сенеже» сделать. Уверен, что Татьяна Алексеевна поддержит, и такую программу специально организуем.

В.Путин: Так и надо сделать.

Татьяна Алексеевна, а вообще, в целом как Вы относитесь к тому, о чём сейчас Дмитрий Сергеевич сказал, а именно о том, что менеджмента в медицине пока не хватает с точки зрения подготовки кадров? Это соответствует действительности, как Вы сами это чувствуете?

Т.Голикова: Да, Владимир Владимирович, с этим есть определённые сложности. Конечно, мы не должны умалять достоинств наших главных врачей, которые сегодня работают и были призваны на эту работу в систему здравоохранения, но, безусловно, новые дополнительные навыки, современные навыки нужны. Здесь существенная часть принадлежит высшим учебным заведениям, которые могут и должны такую работу развернуть. Это с одной стороны.

С другой стороны, создание сообщества и возможность обмена компетенциями – это новый элемент работы. Я думаю, если мы его правильно развернём и правильно разъясним, то он будет очень востребован. На самом деле это хорошее предложение. Мы попробуем это, да не попробуем, а мы это реализуем.

В.Путин: Давайте мы будем это делать на платформе «Россия – страна возможностей» с привлечением тех ресурсов, которые есть у Правительства. Татьяна Алексеевна сказала, она нас поддержит.

Т.Голикова: Хорошо, Владимир Владимирович. Договорились.

В.Путин: Что касается действующего контингента наших руководителей в сфере медицины, конечно, всё находится в движении, в развитии, и, наверное, где-то чего-то кому-то не хватает. От людей зависит стремление к самосовершенствованию. Нам нужно с помощью таких инструментов создать атмосферу, которая подталкивала бы людей к такой работе над собой.

Но что я хочу сказать? Что, если бы у нас среди руководства, причём и среднего, и высшего звена, но главным образом среднего звена, люди были бы не готовы к тому уровню ответственности, на котором они находятся, у нас не было бы такого результата в борьбе с COVID. И мы наблюдаем, что во многих других странах, которые претендуют на то, чтобы называться странами с развитыми системами здравоохранения, результата такого, какой есть у нас, нет. Это говорит о том, что средний высокий уровень руководства системой здравоохранения в России отвечает требованиям сегодняшнего дня.

Конечно, ясно, что всё идёт вперёд каждый день. Сегодня день прошёл – уже немножко отстали, потому что что-то новое появляется, особенно сегодня. Я хочу ещё раз воспользоваться случаем, чтобы поблагодарить не только врачей, которые работали в условиях эпидемии, но и руководящий состав, потому что от организации работы в высшей степени зависит результат. Ведь очень важно не только, как настроить коллектив, а как организовать процесс. И вот там, где я был, то, что я видел своими глазами, это достойно уважения.

Тем не менее Дима прав абсолютно, нужно над этим работать постоянно.

А Вас я поздравляю с тем, что Вы прошли этот отбор и сделали заметный шаг в своей карьере. Хочу Вам пожелать успехов.

А.Комиссаров: У нас не только главные врачи среди победителей, но и, как Вы отмечали, другие руководители. Сегодня с нами мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев.

Юрий, пожалуйста.

Ю.Шалабаев: Я был победителем «Лидеров России» в 2019 году. Это был, по-моему, второй сезон.

Владимир Владимирович, «Лидеры России» открывают большие возможности для участников в части карьерных перспектив. Это факт, я на своём опыте в этом убедился. В том числе после победы губернатор предложил именно мою кандидатуру на пост главы города, и она была поддержана депутатским корпусом.

Есть и практическая польза для действующих руководителей как государственных структур, так и частных структур. Когда я вступил в должность, мне нужно было быстро собрать команду, и пул участников «Лидеров России» с совершенно разными компетенциями, но совершенно точно прошедших серьёзный отбор, – это очень ценный инструмент.

В результате в моей команде в мэрии работают три победителя «Лидеров России», два финалиста, несколько полуфиналистов. Команда работает достаточно активно и эффективно. Хотя, несмотря на большой управленческий опыт, опыт в бизнесе, многие не представляли до конца всех «прелестей» муниципальной службы, за что периодически меня благодарят.

Я не зря затронул тему специфики государственной и муниципальной службы. Алексей говорил, что появилось несколько треков в составе конкурса «Лидеры России»: это «здравоохранение», «наука», – они очень востребованы. По моему мнению, если появится ещё один трек непосредственно государственной и муниципальной службы в составе конкурса, то это позволит сформировать качественный кадровый резерв непосредственно для государственных и муниципальных органов с учётом уже специфики этой отрасли. Если Вы, Владимир Владимирович, как председатель наблюдательного совета «Россия – страна возможностей» поддержите, я думаю, это принесёт пользу кадровому обеспечению государственной и муниципальной службы.

И не могу не воспользоваться моментом и не пригласить Вас на юбилей города, мы в этом году отмечаем 800-летие.

Спасибо.

В.Путин: Да, мне губернатор говорил об этом уже и приглашал. Спасибо за Ваше приглашение. Да, это большое событие. Нижний занимает особое место в истории России, в сердце русского человека. Нижний – это знаковый город для страны.

По поводу кадрового резерва: мы работаем, Администрация работает, и в Правительстве есть соответствующее направление, в наших учебных заведениях, в том числе в президентских учебных заведениях, постоянно над этим работают.

Если я Вас правильно понял, это примерно то же самое, что говорил коллега слева от меня, Дмитрий Сергеевич, по поводу здравоохранения. Здесь то же самое. Видимо, не хватает такой живинки, что ли, в подготовке.

Ю.Шалабаев: Совершенно точно, определённая специфика всё равно есть у государственной муниципальной службы. Если эта подготовка, в том числе конкурсный отбор, будет с учётом этой специфики, а не общеуправленческие треки, то это будет очень полезно и будет пользоваться спросом и у руководителей регионов, и у руководителей городов.

В.Путин: Сделаем.

А у Вас, Юрий Владимирович, как получилось? После этого конкурса Вас заметил губернатор. И что, он Вас назначил исполняющим обязанности или как это происходило?

Ю.Шалабаев: Не совсем так. Я всю свою жизнь после окончания университета посвятил государственной службе, то есть работал в региональной структуре, уже тогда работал в команде губернатора Глеба Сергеевича Никитина достаточно плотно. Ещё больше внимания он на меня обратил как раз после того, как я выиграл конкурс. Я работал в региональном министерстве, после этого перешёл на муниципальный уровень. И уже в связи с рядом обстоятельств был назначен исполняющим обязанности. После этого он предложил мою кандидатуру на должность главы.

В.Путин: Как я понял, Вы сначала всё-таки были в его команде, а потом выиграли конкурс, а не наоборот, да?

Ю.Шалабаев: Параллельно, это одновременно было.

В.Путин: Параллельно. Хорошо. Это уже поровнее.

Вы сказали, что обратили внимание и набирали команду управленцев в том числе из числа участников конкурса «Лидеры России». Но, поскольку Вы там уже работали, уверен, что Вы всё-таки делаете упор на тех людей, которые знают регион, знают Нижний, а это всё-таки большой, крупный промышленный центр, культурный центр. И конечно, нужно опираться на тех людей, которые, так скажем, по-народному, местные, которые знают, что такое Нижний.

Ю.Шалабаев: А они все нижегородцы.

В.Путин: Отлично.

Предложение хорошее.

Ю.Шалабаев: Спасибо.

А.Комиссаров: Спасибо.

Мы сегодня уже несколько раз упоминали «Сенеж». Если Вы не против, давайте перенесёмся в нашу студию, у нас там ещё одна участница нашего конкурса «Лидеры России». Она из Латвии. Я думаю, что она сама расскажет про свой опыт. Алина, Вы с нами?

А.Герлиня: Да.

Здравствуйте!

Меня зовут Алина Герлиня, и я заместитель шеф-редактора проекта «Балтньюс» в агентстве «Россия сегодня».

Я действительно гражданка Латвии. Родилась и выросла в Риге. Там же оканчивала школу. Так получилось, что тогда переводили образование на латышский язык. Получается, что права обучаться на родном, русском языке меня лишили, как, впрочем, и многих других русскоязычных молодых людей Латвии. Однако я с этим не смирилась и для себя решила, что высшее образование я буду получать только в России. Поступила в МГИМО, попала на президентский набор. Потом была череда разных конкурсов, но именно благодаря им я попала в программу «Наставничество» «РСВ» на базе мастерской управления «Сенеж». Там мне подобрали просто замечательного наставника – одного из победителей конкурса «Лидеры России». Благодаря его поддержке я прошла до полуфинала третьего сезона «Лидеры России» – именно тогда в первый раз разрешили участвовать иностранцам.

Для меня конкурс – это яркий пример того, как в России могут строить социальные лифты. На самом деле аналогов такому я больше нигде не знаю. Своё же будущее я вижу в России. Но я Вам признаюсь, что закрепиться здесь даётся с трудом. И в таком положении находятся многие русскоязычные жители постсоветского пространства, а ведь Петр I ещё говорил, что русский тот, кто Россию любит и ей служит.

Поэтому было бы здорово, если бы открыли отдельное направление для иностранцев уже внутри конкурса «Лидеры России», потому что для нас была бы крайне ценна возможность работать во благо исторической родины и стать её гражданами, потому что Россия – это же страна возможностей, правда?

Спасибо.

В.Путин: Вы когда уехали со своей родины, из Латвии?

А.Герлиня: В 2012 году поступила в университет.

В.Путин: Ясно.

Только что мы говорили про медицину. Просто не могу не сказать, потому что меня лично это затронуло. Один мой очень хороший знакомый, мой бывший коллега, тоже жил в Латвии практически всю жизнь. Заболел COVID, и выяснилось, что в главном латвийском инфекционном центре МРТ даже нет, только старый рентген, который не может показать реально уровень поражения лёгких. Лекарств нет, ничего нет. Сказали: мы в очереди стоим, нам обещали, но пока нет.

Предложили вывезти его в Москву. Сделали всё, чтобы вывезти его, – не смогли. Человек умер. Вот это уровень организации, в том числе здравоохранения.

А.Герлиня: Примите, пожалуйста, мои соболезнования.

В.Путин: По поводу того, что иностранцы, наши соотечественники, хотят жить и работать в России, здесь строить свою жизнь, карьеру, чтобы их привлекать. Абсолютно правильно и к месту Вы вспомнили Петра I: русский тот, который живёт в России, любит Россию, работает для неё. Абсолютно правильно.

Кстати говоря, в России в документах подданных Российской империи национальности никогда не было, там было только вероисповедание. И в этом огромный смысл был и есть на самом деле.

Поэтому мы уже приняли ряд решений, связанных с тем, чтобы облегчить возможность приобретения и вида на жительство, и гражданства для тех людей, которые хотят жить в России, особенно для наших соотечественников. Ваше предложение лежит как раз в этом мейнстриме наших собственных представлений о том, что и как нужно делать.

И здесь, без всякого сомнения, я с удовольствием поддержу Ваше предложение. Для тех, кто участвует во всех наших программах, а это талантливые люди, России такие нужны, надо переманивать таких, как Вы, если прямо сказать, чтобы люди могли приезжать сюда и работать, добиваться личного успеха, а значит, успеха для самой России. И первое, что нужно сделать, – это, конечно, решить формальности, связанные с видом на жительство, с гражданством. Поэтому, скажем, для финалистов можно бы вид на жительство выдавать в облегчённом порядке, для победителей – гражданство, вообще двигаться в этом направлении.

Обязательно попрошу коллег из МВД, из Администрации Президента, из Правительства подумать и формализовать Ваши предложения.

Вам спасибо.

А.Герлиня: Спасибо большое.

В.Путин: И хочу пожелать Вам успехов.

А.Герлиня: Спасибо, я буду стараться.

В.Путин: Кстати, Вы гражданка Латвии, да?

А.Герлиня: Да, я гражданка, но родилась негражданкой. В третьем классе мне сделали гражданство родители.

В.Путин: Понятно. Хорошо. Там, к сожалению, ещё много неграждан, странная такая ситуация. Мировая практика да и международное право в этой сфере знает несколько вариантов: граждане, бипатриды и так далее. А в прибалтийских государствах ввели совершенно новое понятие «неграждане». Это нововведение такое в международную практику и в международное право. Бог с ним, это отдельная тема. Сейчас об этом не будем.

Предложение хорошее, обязательно поддержим.

Спасибо Вам большое. Удачи!

А.Герлиня: Спасибо.

А.Комиссаров: Владимир Владимирович, уважаемые члены наблюдательного совета!

Если можно, тогда мы хотели бы попросить Вашего одобрения на то, чтобы уже в конце марта, мы готовы 31 марта запустить новый, четвёртый сезон конкурса «Лидеры России» и включить туда в том числе те треки, о которых сейчас говорили: и госуправление, и международный трек. У нас ещё планируются треки: бизнес, промышленность, культура, информационные технологии. Ещё мы хотим, если Вы поддержите, дать возможность участия в таком упрощённом варианте студентам в конкурсе «Лидеры России», потому что у нас очень много запросов. Ребятам тоже хочется попробовать свои управленческие навыки.

Если Вы такую отмашку дадите, то мы 31 марта стартуем и объявляем четвёртый сезон конкурса «Лидеры России».

В.Путин: А студенты же у нас принимают участие в мероприятиях.

А.Комиссаров: Они могут принимать участие, но у нас есть требование обязательного двухлетнего управленческого стажа, а как мы до этого говорили, у них его обычно нет. Могут принимать только те, кто уже поработал управленцем.

В.Путин: Конечно, Вы правы.

А.Комиссаров: А хотят попробовать все.

В.Путин: Конечно, так и надо сделать.

А.Комиссаров: Спасибо большое.

Давайте перенесёмся в студию нашего проекта «Цифровой прорыв». Сегодня там происходит много интересного, встречаются участники, амбассадоры проекта. Я хотел передать слово Ксении Ивановой из Перми. Ксения – капитан команды факультета связи. Она тоже финалист конкурса «Цифровой прорыв». Я думаю, что Ксения лучше про себя расскажет и про свою замечательную, очаровательную команду.

К.Иванова: Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович! Здравствуйте, уважаемые коллеги!

В.Путин: Здравствуйте!

К.Иванова: Я представляю команду «Факультет связи. Девушки» Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Нас в институте всего пять девушек. Да, понимаю, редкое сочетание – девушки-айтишницы в Росгвардии.

Когда нам предложили поучаствовать в конкурсе «Цифровой прорыв», мы не задумываясь согласились. По выбору темы у нас не было разногласий, так как мы сразу решили, что хотим помогать людям с ограниченными возможностями здоровья. Для этого мы разработали вебсайт, благодаря которому люди с ограниченными возможностями смогут легко и просто, не выходя из дома, найти себе работу.

Нам очень важно помогать людям. Хотим сказать большое спасибо конкурсу «Цифровой прорыв» за то, что дали нам эту возможность.

Также очень приятно, что есть такая площадка, как «Россия – страна возможностей», благодаря которой можно проявить себя.

Спасибо.

В.Путин: Ксения Вячеславовна, пять девушек у вас во всём училище?

К.Иванова: Так точно.

В.Путин: Ребята вас не обижают?

К.Иванова: Нет. Мы все дружим.

В.Путин: Защищают?

К.Иванова: Да. У нас дружный коллектив в институте.

В.Путин: Действительно, странная ситуация. Училище национальной гвардии, девушки – и занимаются программированием, да ещё и направленным на организацию помощи людям с ограничениями по здоровью. Это здорово. Надо Виктору Васильевичу Золотову сказать за это отдельное спасибо, что он так организовал эту работу. Я Вас хочу поздравить с этим.

А что планируете дальше делать, как использовать свои навыки, знания и желание, собственно говоря, работать в той сфере, о которой Вы сейчас рассказали?

К.Иванова: У нас идёт учёба в институте. Пока этот проект недоработан. Но в планах его доработать. Мы все выпускаемся в разные воинские части. Может быть, потом своей дружной командой мы когда-нибудь соберёмся и доведём его до конца. А так в сфере IT, конечно же, будем в Росгвардии развивать это.

В.Путин: Надо понять как, потому что Росгвардия всё-таки… Кстати, хочу поздравить Вас с профессиональным праздником.

К.Иванова: Спасибо большое.

В.Путин: Совершенно точно такое направление деятельности будет востребовано во всех силовых структурах: и в ФСБ, и в Министерстве внутренних дел, и в Минобороны, разумеется. Сто процентов это должно быть востребовано и в национальной гвардии. Если такие люди, как Вы, там есть, которые склонны заниматься подобного рода деятельностью… Но, без всяких сомнений, этим нужно не только дорожить, но и нужно найти способ применить Ваши знания, наклонности и способности. Я обязательно Виктору Васильевичу об этом скажу. Мы отреагируем на это.

Хочу пожелать Вам успехов. Хочу Вас поблагодарить за то, что Вы занялись такой интересной, но сложной и в высшей степени востребованной деятельностью, как помощь людям, которые в этой помощи нуждаются, – людям с ограничениями по здоровью. Но, Вы знаете, сейчас мне в голову какая сентенция пришла: национальная гвардия в принципе призвана помогать людям и многое сделала, кстати говоря, в ходе пандемии, когда обеспечивала различные мероприятия. В этом смысле то, что Вам в голову пришла идея поддержать тех, кто особо нуждается в поддержке, – здесь нет, судя по всему, ничего необычного.

Спасибо Вам большое. Удачи!

К.Иванова: Спасибо.

А.Комиссаров: Владимир Владимирович, а я дополню. Ксения поскромничала. На самом деле из института связи перед этим, я помню, в предыдущем сезоне поступала команда ребят, ребята не дошли до финала. И когда девчонки сказали, что они теперь попробуют, им никто не верил, но они оказались круче. Так что, правда, молодцы, просто команда – огонь, они очень хорошо выступали на этом проекте.

И, если можно, продолжая цифровую тему, хотел передать слово следующему участнику, Максиму. Как раз Максим расскажет о тех инициативах, которые по платформе, по сообществу пришли в голову нашим ребятам, которые они предлагают к реализации.

М.Древаль: Добрый день!

Меня зовут Максим Древаль.

В.Путин: Здравствуйте!

М.Древаль: Я в старших классах учился в Туле и мечтал поступить в МГУ. Чтобы подготовиться, два года каждые выходные я ездил на электричке в Москву заниматься математикой. В итоге получилось, я поступил. Но, главное, в тот момент у меня появилась мечта построить такой проект, который дал бы возможность каждому школьнику учиться у лучших преподавателей страны независимо от того, где они находятся.

Так, на первом курсе мы с командой построили первую на тот момент образовательную онлайн-платформу и обучили около шести миллионов школьников за 10 лет. Это стал один из крупнейших образовательных холдингов.

И думая, что делать дальше, я понимал, что мне хочется продолжать быть полезным, полезным здесь, нашей стране, нашим ребятам и обществу в целом. И я решил участвовать в конкурсе «Лидеры России. Политика». Я дошёл до финала и победил.

И я могу точно сказать, что это был очень интересный и полезный опыт. Мне было, Вы знаете, очень ценно осознать, как много сильнейших и талантливых людей есть в политике, с которыми мне бы хотелось вместе поработать. И у нас даже сформировалась такая команда единомышленников под несколько интересных идей. Единственное, грустно, что конкурсы, они начинаются и заканчиваются, а потребность во взаимодействии и развитии остаётся.

И здесь, как раз то, что упоминал Алексей Комиссаров, есть идея создать постоянную платформу, где была бы возможность продолжать развиваться и приносить пользу обществу. Могли бы туда привлекать молодёжь и мотивировать, поощрять их развитие, добрые дела. Более того, я знаю, что и компании в этом заинтересованы. Они могли бы в качестве мотиваторов предоставлять разные бонусы, будь то стажировки, обучение, уникальные экскурсии, разные ценные призы. Идея – сделать этот процесс непрерывным, в том числе с точки зрения обучения.

Мне бы хотелось, чтобы у каждого человека была возможность послушать самых интересных людей в стране, задать им вопросы, узнать их историю успеха, поучиться у них.

Если эту тему развивать, можно вспомнить достаточно успешный советский опыт. Понятно, что, если его применять, нужно пропустить его через призму современных технологий, но там есть что подсмотреть. Мы сейчас прорабатываем эти идеи. Нам были бы очень важны Ваши оценка и поддержка.

Спасибо.

В.Путин: Какой советский опыт Вы имеете в виду?

М.Древаль: Раньше было такое общество «Знание», которое очень успешно, на мой взгляд, осуществляло просветительскую деятельность.

В.Путин: Общество «Знание» после развала Советского Союза само развалилось, было реанимировано в Российской Федерации попозже, но находилось в упадке.

Идея очень хорошая, Максим. Это как раз можно сделать нам на базе общества «Знание».

М.Древаль: Безусловно.

В.Путин: Мы это с Сергеем Владиленовичем Кириенко обсуждали, он сидит, слушает, знает. Сейчас я ему тоже слово предоставлю, он прокомментирует.

Это хорошая идея. Действительно, надо использовать современные технологии, для того чтобы была постоянная платформа, возможности, которые могли бы молодые люди использовать. Я просто уверен на сто процентов, что Ваше замечание по поводу привлечения крупных наших компаний совершенно актуально, абсолютно, и будет встречено позитивно, потому что знаю, что практически все наши крупные компании находятся в постоянном поиске, ищут для себя молодых перспективных специалистов.

Конечно, для людей интересно, для тех, кто будет это делать, интересно и полезно для управленческого звена, поиска в управленческое звено нужных людей и в бизнес, точно совершенно.

Сергей Владиленович.

С.Кириенко: Добрый день, Владимир Владимирович! Добрый день, коллеги!

Общество «Знание» сейчас живо. Владимир Владимирович, по Вашему решению несколько лет назад оно воссоздано как такая общественно-государственная организация и начало развиваться и расширять свою деятельность. Но точно есть куда двигаться дальше. Действительно, возможности и онлайн-образования да и, знаете, потребность действительно, я здесь с Максимом полностью соглашусь, сегодня молодых ребят в том, чтобы получать знания, встречаться с тем, кто на своём опыте может рассказать, как у них получилось развиваться, обучаться, делать свою карьеру… Запросы у ребят, у школьников и у студентов, огромные.

Поэтому, Владимир Владимирович, мы это с удовольствием сделаем и Максима тогда к этой работе активно привлечём. У него очень хорошие и правильные идеи.

М.Древаль: Готов.

В.Путин: То, что он сказал, а я поддержал – по поводу привлечения наших компаний. Сто процентов для них это интересно будет, поэтому проговорите с ними, Сергей Владиленович. Если нужно, я подключусь с удовольствием.

С.Кириенко: Спасибо, Владимир Владимирович. Сделаем.

М.Древаль: Спасибо.

В.Путин: Спасибо Вам за идею.

Сколько Вам было лет, когда Вы регулярно ездили в Москву на электричке?

М.Древаль: Это был 10–11-й класс, с 15 лет, два года.

В.Путин: Папа с мамой волновались?

М.Древаль: Поддерживали. Цель была очень амбициозная. Они вроде бы верили, но, с другой стороны, конечно, переживали, потому что была единственная цель – только туда, и больше альтернатив я не рассматривал.

В.Путин: А какой факультет?

М.Древаль: Мехмат МГУ.

В.Путин: Вы закончили, да?

М.Древаль: Нет. Я осознанно ушёл, не получив высшее образование, поняв, что могу больше пользы принести… Я как раз начал на первом курсе строить этот бизнес, проект и не жалею, потому что получилось построить очень успешно. Я сейчас получаю высшее, но тогда это был осознанный выбор, потому что было либо – либо: либо я это делаю, либо доучиваюсь.

В.Путин: А что же Вы сделали в конце концов?

М.Древаль: Есть такая компания «Фоксфорд», потом она превратилась в холдинг «Нетология-групп» – одна из крупнейших компаний в сфере образования. Например, мы запустили бесплатные курсы повышения квалификации для учителей и обучили порядка 30 процентов учителей в стране.

В.Путин: Что же это за бизнес, если Вы делаете бесплатно?

М.Древаль: Вы знаете, во-первых, добро тебе возвращается…

В.Путин: В какой форме?

М.Древаль: Скажем так, в этом есть бизнесовая идея.

В.Путин: Расскажите. Всем стало интересно.

М.Древаль: Показывая наш продукт, его эффективность, и на примере того, что учителя получают у нас на курсах, они рассказывали детям, конечно же, про нашу платформу как очень эффективный инструмент для обучения. В итоге мы смогли обучить несколько миллионов школьников. Мы делали для них тоже бесплатные курсы…

В.Путин: Вы сказали: шесть миллионов за 10 лет. Я запомнил.

М.Древаль: Да, так и есть.

В.Путин: И что? Где деньги-то? Где бизнес?

М.Древаль: Это очень успешная компания. Я в итоге её не так давно, пару лет назад, продал «Севергрупп» – большой, крупной компании, потому что уже был такой этап, когда у компании, которую мы создавали с партнёрами, должен появиться стратег, который сможет дальше её развивать и интегрировать в такие большие истории, большие системы, где нам уже без такого стратегического партнёра будет сложно удерживаться и развиваться.

В.Путин: Вы можете нам сказать, на чём Вы деньги зарабатывали? На рекламе? На чём?

М.Древаль: Курсы.

В.Путин: Курсы. Это образовательный бизнес, да?

М.Древаль: Образовательные курсы.

В.Путин: Понятно, ясно.

Теперь Вы хотите приватизировать общество «Знание»? (Смех.)

М.Древаль: Я бы хотел, скажем так, сильно развить просветительскую деятельность, замотивировать молодых людей развиваться, узнавать новое, верить в возможности и реализовать себя. Мною как предпринимателем в принципе всегда двигала идея созидательного удовлетворения. Вы знаете, не ради денег, ради…

В.Путин: Максим, здорово. Шутки шутками, я с удовольствием Вас слушаю, просто с удовольствием, и желаю Вам успехов.

М.Древаль: Спасибо большое.

В.Путин: Мы постараемся Вам помочь.

Спасибо Вам.

Продолжение следует.

Подпишитесь на нас Вконтакте, Facebook, Одноклассники

552
Источник
Похожие новости
10 января 2022, 12:27
31 декабря 2021, 15:42
14 января 2022, 23:12
10 января 2022, 14:12
10 января 2022, 23:42
13 января 2022, 23:42
Новости партнеров
 
 
21 января 2022, 19:27
22 января 2022, 10:27
Новости партнеров
Новости партнеров
 
Комментарии
Популярные новости
17 января 2022, 16:12
22 января 2022, 10:27
17 января 2022, 12:12
17 января 2022, 21:42
16 января 2022, 15:42
18 января 2022, 15:42
17 января 2022, 19:42