В минувшее воскресенье на территории Ельцин-центра в Екатеринбурге прошел второй фестиваль «Остров 90-х», призванный реабилитировать в глазах населения один из наиболее мрачных периодов российской истории. Впервые подобное мероприятие прошло осенью 2015 года в Москве, на территории парка «Музеон». Политическая повестка подается организаторами под соусом культурной ностальгии: людей привлекают музыкой и визуальными образами дикой эпохи, играя на естественной ностальгии поколения, чья юность протекала в постперестроечный период. Одновременно с трибун рассказывается о политических преимуществах ельцинской эпохи: еще недавно это показалось бы безумием, но в воскресенье на проельцинский фестиваль явилось несколько тысяч жителей Екатеринбурга.
На наших глазах осуществляется беспрецедентная фальсификация истории с вовлечением непосредственных очевидцев искажаемых сегодня событий, которым предлагают не верить собственным воспоминаниям и считать разруху и безудержный грабеж 90-х всего лишь «мифом». Организаторы уже анонсировали проведение аналогичных фестивалей в других российских городах, в частности Красноярске и Нижнем Новгороде, — об этом сообщила прессе главред интернет-издания Colta Мария Степанова.
Не следует недооценивать усилия условного «ельцинского» финансово-политического клана, демонстрирующего явную заинтересованность в реванше, — нарастающая экономическая нестабильность может быть использована ими для попытки возвращения бразд правления страной в свои руки. Парадокс, но именно они и организовали эту нестабильность — на протяжении всего постсоветского периода российская экономика была отдана на откуп либеральным «специалистам».
Остов 90-х
Впрочем, вся пропаганда апологетов ельцинизма построена на абсурдных тезисах. Наибольший упор делается на «неизученности» 90-х, и это при том, что подавляющее большинство населения, за исключением школьников, воочию наблюдало эту эпоху, выживая и борясь в условиях «дикого рынка». Как заявил, к примеру, автор проекта «Понимая 90-е» (дискуссионный клуб на базе УрФУ) доктор психологических наук Александр Лобок, «современная массовая мифология 90-х — это мифология некого "лихолетья", случившегося едва ли не по чьему-то злому умыслу». А во всех грехах рыночных реформаторов виновно «наследие СССР», «жесточайшие идеологические клише» советской эпохи.
В Екатеринбурге сторонники либерального реванша зашли гораздо дальше, чем во время московского «Острова 90-х», не стесняясь в выражении своих мыслей. В рамках фестиваля состоялся круглый стол, посвященный осуждению патриотизма: особенно «отличились» мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, заявивший, что раздавать георгиевские ленточки на улице — «это как раздавать носовые платки». Политик противопоставил патриотизм общественно полезной деятельности, приведя в пример городские субботники. «Мусор, выброшенный точно в урну, заменяет три георгиевские ленточки», — сказал Ройзман. Своих оппонентов, высказавших из зала несогласие с мнением о вреде патриотического воспитания, градоначальник назвал «дебилами». Откровения участников либеральной дискуссии о патриотизме спровоцировали скандал: координатор ежегодной акции «Бессмертный полк» в Свердловской области Валерий Басай потребовал от Ройзмана публичных извинений и пригрозил судом, а глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков посоветовал екатеринбургскому мэру «прикусить язык».
Региональное отделение ЛДПР сообщило 21 апреля о своих планах направить заявление в прокуратуру с требованием признать Ельцин-центр иностранным агентом, а глава КПРФ публично назвал ельцинский «музей» центром русофобии. Критиковал организацию и режиссер Никита Михалков, обвинив центр в целенаправленном искажении истории.
В ответ сторонники ельцинизации спекулируют участием Владимира Путина в открытии Ельцин-центра.
«Но то, что делает ЛДПР, — это попытка моськи лаять на слона. Они "лают" на организацию, которую открывал Путин? Не стоило бы им этого делать», — заявил, например, директор Института региональной политики Андрей Русаков в интервью уральским СМИ.
Открытие Ельцин-центра на государственные средства (ориентировочно стоимость проекта составила от 7 до 9,5 млрд руб., из которых около 2 млрд пожертвовали частные благотворители) вызвало в патриотических кругах такое же бессильное возмущение, как и закрепление за либеральными деятелями рычагов управления экономикой России. При этом руководство центра до сих пор не вернуло 2 млрд руб., выделенных в виде кредита из областной казны.
Таким образом, государство не только не помешало созданию очага русофобии на Урале, но даже само выделило средства на его создание. В этом свете сетования главного редактора «Нового литературного обозрения», сестры Михаила Прохорова Ирины Прохоровой на «вертикаль власти», которая якобы давит на либералов, выглядят намеренно лицемерными.
Владимир Путин выступает на открытии президентского центра имени Бориса Ельцина. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Уральский хребет России
По совпадению, Екатеринбург является не только родным городом Бориса Ельцина, но и «либеральной столицей» России. В город регулярно приезжают американские дипломаты, проводя встречи с местными финансовыми и политическими элитами в закрытом режиме. «Сепаратистская» история Екатеринбурга (напомним, в начале 90-х в регионе была на короткое время провозглашена «Уральская республика») не дает покоя представителям Госдепа и российским либералам, в 2014 году в городе едва не состоялся марш «за федерализацию», инициаторами которого выступили активисты партии Алексея Навального.
Ранее о «разделе России по Уральскому хребту» заявляла главный редактор The New Times Евгения Альбац, по мнению которой, такой сценарий «неизбежен» и «не является проблемой».
Екатеринбург, обладающий, по словам экспертов, высоким протестным потенциалом, представляет особый интерес для российских либералов. Город постепенно превращается в ставку антироссийских сил, и, разумеется, открытие Ельцин-центра является в данном случае ключевым фактором. Учреждение не ограничивается ролью музея, на его площадке систематически проходят пропагандистские мероприятия, вовлекающие постепенно все большее число участников и форматирующие политическую жизнь региона под себя.
В начале 2000-х годов ельцинский клан, представленный членами семьи первого президента РФ и его ближайшими соратниками, постепенно утратил видимое влияние и сошел с политической арены. Однако и внутриэлитные связи, и финансовые резервы этими людьми были сохранены — например, олигарх Роман Абрамович, которого традиционно причисляют к числу соратников покойного президента, ничуть не обеднел за минувшие с 90-х годы, лишь избавился от большей части российских активов.
Мало того, в России продолжают действовать целые институты «ельцинизма», в частности Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара, в попечительский совет которого входят Герман Греф, Алексей Кудрин и Анатолий Чубайс. Именно гайдаровский институт, а также Фонд Егора Гайдара еще до появления «Острова 90-х» начали популяризировать эту эпоху.
Не следует полагать, что в 2000-х у либеральной химеры были окончательно вырваны зубы: в настоящее время политические силы, имевшие вес в 90-х, прилагают максимум усилий для восстановления своего потенциала — это и «ельцинский клан», и Михаил Ходорковский, действующий из-за рубежа. России может дорого обойтись попустительство либеральным силам и игнорирование их деструктивной деятельности со стороны Кремля.