В прошлую субботу десятки тысяч людей по всей России выступили в поддержку арестованного противника Владимира Путина Алексея Навального. Демонстрации прошли от Владивостока на востоке до Санкт-Петербурга на западе. Крупная демонстрация состоялась возле российского посольства в Тель-Авиве. Свыше 3 000 демонстрантов было арестовано. (Слава Б-гу, не в Тель-Авиве, там все на свободе, да и в России цифра в 3000 человек явно завышена — прим. ред.)
В прошлом Навальному предъявляли обвинения в хищениях, частично ослепляли неизвестные, его неоднократно арестовывали, до 2033 года запретили баллотироваться в президенты, а прошлым летом отравили — предположительно, «Новичком». Замечательный вебсайт журналистских расследований Bellingcat блестяще разоблачил команду убийц из ФСБ, которая подчиняется полковнику Станиславу Макшакову и генералу Владимиру Богданову. Несомненно, Алексей Навальный храбрый человек, сломить которого невозможно. (Подчиняющаяся ООН организация ОЗХО заявляет, что Навальный был отравлен веществом, лишь похожим на мощный нервно-паралитический агент «Новичок»; заявления «замечательного» Bellingcat основаны на незаконной прослушке и трекинге телефонов граждан России и доказательством не являются ни по факту, ни юридически, как добытые с нарушением закона — прим. ред.).
С учетом недавней еврейской истории многие российские евреи несомненно поддерживают Навального и хотят, чтобы в стране было основанное на власти закона свободное и справедливое общество без коррупции — как у нас на Западе. Другие же, в том числе занимающие руководящие должности, предпочитают молчать или даже огрызаться.
Они утверждают, что Путин «хороший для евреев человек». Он не антисемит, и он главная опора стабильности в России. Он даже лично выделяет средства Еврейскому музею и Центру толерантности в Москве. Зачем раскачивать лодку?
В Москве главный раввин Хабада Берл Лазар предусмотрительно наладил отношения с Путиным и с его окружением, а также начал восстанавливать еврейские институты и синагоги по всей посткоммунистической России. Он понимает, насколько опасно разжигать в России пожар традиционного антисемитизма. Ведущий оппозиционер Борис Немцов, чья мать была еврейкой, в 2015 году был убит среди бела дня. В феврале 2012 года, когда в России проходили массовые демонстрации против Путина, главный раввин Лазар даже нервно пошутил, что их никак нельзя назвать «еврейским мероприятием», потому что они проводились по субботам.
Кроме того, главное официальное лицо Израиля хранит выразительное молчание, ограничиваясь общими банальностями о том, насколько отвратительны нарушения прав человека. Нетаньяху нужны хорошие отношения с Путиным, чтобы не было никаких столкновений с русскими в небе над Сирией. Российские войска не вмешивались, когда израильские самолеты неоднократно атаковали иранские базы в Сирии и шедшие в Ливан грузовики «Хезболлы» с оружием.
Существует также негласное единодушие о преимуществах антилиберализма. Путин налаживает связи с крайне правыми в Европе, а главный раввин Лазар заявил изданию «Москоу Таймс» (The Moscow Times): «То, что мы наблюдаем в Европе и США, является следствием либерализма. Там нет ценностей, нет морали».
Однако некоторым российским евреям не по душе такие настроения. В сентябре 2013 года Навальный баллотировался в мэры Москвы и набрал более четверти голосов. Стратегию его предвыборной кампании с использованием социальных сетей разработали московские евреи Максим Кац и Леонид Волков. Кац много лет прожил в Израиле, но вернулся, а на жизнь зарабатывал в Москве частными уроками иврита.
Вопрос о том, надо ли держаться в стороне, похож на аналогичные споры полувековой давности среди отказников, которые хотели уехать в Израиль. Кое-кто из них поддерживал тесные личные связи с правозащитниками, такими как лауреат Нобелевской премии мира Андрей Сахаров. Поскольку Сахаров говорил только по-русски, Натан Щаранский был его переводчиком на встречах с англоязычной западной аудиторией. Кое-кто говорил, что Кремль, глядя на эти контакты, будет обвинять отказников в антисоветчине и стремлении свергнуть режим, а не в невинном желании воссоединиться с родственниками в Израиле. Солидарность с такими «борцами», как Щаранский, утверждали эти люди, поставит под угрозу всю эмиграцию.
Сахаров часто бывал на судебных процессах над советскими евреями и всегда поддерживал их право эмигрировать в Израиль. Когда в сентябре 1973 года угроза ареста нависла над самим Сахаровым, 35 ведущих еврейских активистов подписали в Москве письмо солидарности с ученым. Оно начиналось так:
«Спасибо за ваше большое сердце, за ваше понимание действительности, за вашу честность. Можно ли благодарить за честность? Да, ибо в мире, в котором мы живем, честность требует большого мужество, которое дано не всем».
В этом случае, как и во многих других, традиционное еврейское универсальное печалование за гонимых оказалось важнее еврейских национальных интересов. К «письму тридцати пяти» неодобрительно отнеслись те, кто считал, что из-за него отказники окажутся в опасности. Со временем его опубликовали в Лондоне другие люди, считавшие долгом евреев не только подписать это письмо, но и обнародовать его.
Ведущие отказники, например, Натан Щаранский, Владимир Слепак и Виталий Рубин, продолжали протестовать, когда арестовывали и судили правозащитников, таких как Юрий Орлов. Щаранский девять лет провел в колонии строгого режима. Вскоре после освобождения и отъезда в Израиль Щаранский на вопрос о своем подходе ответил так:
«Я всегда считал, что нравственная тактика — лучшая тактика. Кто-то из желающих смягчить КГБ может чего-то добиться лично, но мы как движение (отказников) определенно проиграем».
Конечно, можно говорить о том, что, хотя Путин и бывший полковник КГБ, он отказался от антиеврейского и антисионистского прошлого (которого у Путина никогда и не было — прим. ред.). Тем не менее, дилемма сохраняется, и ее символом сегодня стала судьба Алексея Навального.
Такие закономерности в поведении на протяжении веков повторяются в самых разных странах. В определенном смысле эта дилемма имеет отношение к тому, как мы понимаем свою принадлежность к еврейству и подкрепляющие ее еврейские учения.
На въезде в Иерусалим по дороге из Тель-Авива находятся Сады Сахарова, напоминающие всем проезжающим мимо, за что боролся Андрей Сахаров и что он сделал для советских евреев. Они как бы задают вопрос едущим по этой дороге евреям: согласны ли вы быть безучастными наблюдателями в мрачные времена?