Главные события "Царских дней" начнутся 16 июля в Екатеринбурге, после утренней службы в Храме-на-крови запланирован крестный ход. Традиционное всенощное бдение состоится перед площадкой храма в 16.30, сама служба начнется в 23.30, а в 2.30 завершится шествием до Ганиной Ямы. Этот путь известен с 90-х годов, когда несколько десятков паломников приезжали в Екатеринбург, чтобы отдать дань памяти погибшему здесь Николаю Романову, бывшему царю Российской Империи, и его семье.
Сегодня Храм-на-крови собирает вокруг себя десятки тысяч верующих со всей страны, а также и других любопытствующих, иностранцев и просто желающих узнать больше о смерти последнего русского царя – теперь это известный туристический маршрут, который привлекает особое внимание в год столетия трагических событий в доме Ипатьева.
Нынешний крестный ход примечателен еще и тем, что это масштабнейшее религиозное мероприятие федерального значения, которое притягивает одним своим видом зевак и туристов – огромные живые реки людей бредут по ночному городу с иконами и в дождевиках. Зрелище в какой-то мере захватывающие, как и сама служба, которую транслируют на огромных мониторах, и голоса иерархов в громкоговорителях среди ночи производят неизгладимое впечатление, пусть и не для всех положительное.
"Русская Голгофа" привлекает туристов
Помимо того, что шествие привлекает в город множество туристов, паломников, высших иерархов церкви, чиновников и вообще становится "визитной карточкой" Екатеринбурга – как теперь называют город с легкой руки депутата Натальи Поклонской, "Русской Голгофой" – "Голгофа" не всегда готова к очередной встрече с гостями.
Многое остается непродуманным: начиная с автобусов на Ганиной Яме, которые не могут вместить всех уставших (а потому иногда и откровенно злых) паломников, мечтающих попасть домой с утра-пораньше, и заканчивая такой деликатной темой, как, например, отсутствие туалетов на "пути страдания". Жителям домов, через чьи дворы идет сей путь, самим приходится страдать – очень неприятно по утрам заставать в кустиках или перед подъездами верующих, некоторые горожане никак не хотят принять во внимание важность этого мероприятия и смириться с таким положением вещей. А ведь благодаря стараниям гостеприимного губернатора области Евгения Куйвашева количество шествующих с каждым годом растет и в этом году более 100 тыс. человек могут принять участие в православном марше.
Тем более, в этом году "Царские дни" проходят практически в одно время с Чемпионатом мира по футболу и международной выставкой "Иннопром", а потому власти должны были бы озаботиться всеми организационными моментами, включая и совсем уж "деликатные".
"Некоторые светские люди называют этих людей "царебожниками", я считаю, что это некорректно, я не встречал людей, которые считали бы императора Николая II богом и прямо говорили, что без его жертвы, без его признания нельзя людям достичь царства небесного. Если такие и есть, то это уж какие-то совсем крайние силы, и их очень немного. А основная часть людей, которые приходят, это, конечно, монархисты, это люди, которые считают не только царя страстотерпцем, но и монархическое устройство России правильным, молятся о том, чтобы господь дал нам снова царя ", – говорит про ежегодное шествие протоиерей Всеволод Чаплин в беседе с Накануне.RU.
После прошедшего в Екатеринбурге коммерчески успешно этапа Чемпионата мира, ради которого туалеты все же поставили, что называется, на каждом углу – "религиозный фестиваль", который также привлекает огромное количество туристов, властям, конечно, на руку. Но о прочном тандеме между епархией и губернатором говорить можно с натяжкой: не всегда Евгений Куйвашев идет на уступки и часто рушит планы РПЦ в подведомственной им области. Так, например, печально для церкви закончилась попытка возвести еще один храм в центре Екатеринбурга – на Площади труда. Общественное мнение возобладало, и власти вынуждены были прислушаться и отступить. Протестные настроения не дали состояться и смелому плану строить "храм-на-воде". Отвоевав место под новый храм у драмтеатра, епархия все равно считает себя проигравшей, а Куйвашева несговорчивым.
При этом интересно, сколько было шума ради того, чтобы построить новый храм в центре города, где их – будем говорить откровенно – уже порядочно, но когда разрушаются старые церкви на окраине – в ответ тишина. Так, ради трамвайной ветки на Верхнюю Пышму должны снести Храм рождества Иоана Крестителя. Идея с веткой, опять же, принадлежит "несговорчивому" губернатору Куйвашеву, до него Эдуард Россель никак не мог подступиться к этому вопросу, со свойственным ему размахом планировал соединить город с Пышмой подземкой, но если окажется дорого – а строить метро оказалось дорого – то "надземкой", то есть пустить электричку.
Куйвашев подошел к проблеме проще – постановил проложить дорогу для трамвайной ветки, на пути которой и возник очередной храм. Возможно, протесты верующих обрели бы такой же массовый характер, как обычно, когда дело касается мест отправления культов, но вот исполнителем проекта назначили гендиректора УГМК Андрея Козицына, и наступила долгожданная тишина. Козицын многое сделал для РПЦ и не стоит ему теперь ставить палки в трамвайные колеса.
С назначением близкого к патриарху полпреда Николая Цуканова Уралу, пожалуй, стоит ожидать усиления клирикальных настроений и выдвижения все новых и новых процерковных и промонархических инициатив, хотя уж и Цуканову на примере Петербурга должно быть хорошо известно, чем заканчивается насаждение таких настроений в промышленных городах-миллионниках. Но факт остается фактом, пока Свердловск-Екатеринбург медленно, но верно превращается из ведущего индустриального и научного центра в "место, где убили царя".
Осталось разобраться с останками
На "Царские дни" в Екатеринбург приедет и глава Русской Православной Церкви патриарх Кирилл, также здесь должно состояться выездное заседание Священного синода РПЦ. Как считают многие, темой заседания станет вопрос признания или непризнания Церковью царских останков.
Напомним, найденные останки церковь не признает по официальной версии, потому что в экспертизах якобы постоянно находятся какие-то неточности. По неофициальной – потому, что у святых не может быть "останков", а только нетленные мощи, и если тела подверглись разложению, у некоторых возникнут серьезные основания сомневаться в святости Николая II.
К тому же, еще в 1930-е гг. иерархи постановили, что тела уничтожили начисто именно в урочище Ганина Яма, а когда авдонинскую находку представили миру, уже другие иерархи даже не хотели допускать мысли, что скелеты эти принадлежат Романовым – вроде бы, не в характере РПЦ противоречить самой себе (на самом деле нет – даже отречение Николая сановники восприняли с облегчением, наверняка понимая, что это сулит Романову лично).
Российское духовенство консервативного толка настаивает на том, что никакие политические манипуляции не должны давить на Церковь в признании или непризнании останков подлинными. Действительно, манипуляция имела место – в 1996 г. Борис Ельцин пытался сделать пышные похороны Николая II ключевым моментом предвыборной кампании, а теперь, поговаривают, что Владимир Путин хочет красиво завершить начатое Ельциным. Но если во времена Ельцина доверие к экспертизам было подорвано явной торопливостью властей (в лице Бориса Немцова, который курировал тему), то в этот раз никто никого не торопит уже много лет и ученые из разных стран перепроверяют друг за другом все под пристальным оком экспертов из РПЦ.
Человек, которого называют "духовником Путина", митрополит Тихон (Шевкунов), возглавляющий экспертную комиссию по исследованию останков со стороны РПЦ, год назад прибыл в Екатеринбург на открытие музейного парка по истории России. Там он сообщил, что эксперты совершили прорыв, о котором пока он не может говорить, но "в ближайшее время" будут публиковаться новые данные. Воз и ныне там. Пока ничего о новых данных конкретно неизвестно, и, несмотря на то, что архиерейский собор, который и должен сообщить о решении церкви, в 2017 г. все же прошел, и его даже посетил Владимир Путин, но свое решение Церковь так и не огласила.
Будет ли что-то известно к сакральной дате 17 июля, когда в ночь расстрела царской семьи десятки тысяч людей пойдут хорошо знакомой тропой на Ганину Яму? Здесь вопрос как раз и упирается в Ганину Яму, если останки покоились все же в Поросенковом Логу, то столько лет верующие совершенно зря ходили до Ганиной Ямы? Аутсайдеры от церкви, которые проводили молебны на месте авдонинской находки и сторонники Немцова в 1990-е оказались правы, а многие уважаемые иерархи, теперь почившие да и сам Кирилл – нет? Столько возникает вопросов, что можно не сомневаться, до оглашения окончательного решения, без потери лица патриархии еще далеко.
"Мне думается, что и к грядущей дате никакого изменения в церковной позиции не произойдет, хотя, есть политические круги, которые активно давили на Церковь с целью признания останков. Я сам был участником тех событий, входил в правительственную рабочую группу. Некоторые люди, в частности Людмила Нарусова, весьма эмоционально настаивали на скорейшем закрытии этой страницы. С другой стороны, те люди, которые ходят на царские ходы, в значительной части никогда не признают версий, которые исходят от советских и постсоветских властей, даже если их в том или ином варианте одобрят власти церковные. Так что понятно замешательство церковной власти. Боюсь, что оно будет длиться еще очень и очень долго, скорее всего, перед "Царскими днями" будет вновь сказано, что исследования должны продолжиться", – сказал в беседе с Накануне.RU Всеволод Чаплин.
Собеседник агентства признает, что не только политическая обстановка изменилась, но и наука шагнула далеко вперед, и теперь генетическая экспертиза стала более совершенной, да и теперь мы обладаем большей исторической базой сведений о том периоде. Но всегда будут "несогласные" люди, которые даже при 99%-ой уверенности генетиков будут верить в тот самый 1%. И, все же, Церковь должна заявить об этом открыто, а не продолжать политику отсрочек.
"Мне кажется, что уход от определенности – это не самый лучший способ общения с народом. Надо, в конце концов, сказать либо "да, мы признаем эти останки, доверяя генетической экспертизе и другим научным данным", либо сказать "нет, мы уважаем науку, но убедить людей, которые выступают против, может только чудо, и мы будем ждать". Такая прямая позиция была бы гораздо более честной, чем уход от неопределенности, многолетние ссылки на незавершенность исследований, хотя их было проведено уже очень и очень много. Можно бояться говорить прямо, что с властью, что с народом, но открытость и прямоту люди всегда больше уважали, чем откладывание решения", – сказал Всеволод Чаплин.
С другой стороны, признание останков царя подлинными может обернуться не потерей, а приобретением для Церкви. Так, уже ведутся разговоры о том, что Поросенков лог вполне достоин строительства еще одного храмового объекта. Может быть, потому так спокойно относятся к сносу старого храма на пути в Пышму, ведь, скорее всего, именно Козицын, спонсировавший постройку Ганиной Ямы, в скором времени начнет строить более масштабный комплекс в Поросенковом логу?
Власти региона были другого мнения – около 4 гектаров у Коптяковской дороги должны были перейти в ведение Свердловского областного краеведческого музея и создать там к 100-летию расстрела Романовых памятный музейный комплекс. Но, если этого не произошло, возможно, запрос от религиозной организации "Екатеринбургская епархия Русской православной церкви" на владение лесным участком, входящим в объект культурного наследия "Место обнаружения царской семьи Николая II", скоро будет одобрен?
Отзвуки былого конфликта мешают признать подлинность останков?
Доктор исторических наук, автор книг о религии России Александр Пыжиков также уверен, что на самом деле для РПЦ подлинность останков не так уж и важна, Николай II стал "удачной картой", которую хорошо разыгрывают. Эксперт напоминает, что при жизни Николая у него возникли трения с архиереями церкви по нескольким причинам, но одной из самых главных было своего рода отступничество Николая от догматов, на которое он пошел ради своего больного сына цесаревича Алексея. К тому же Николай II был формально главой Церкви, а иерархи хотели вернуть патриаршество, именно поэтому в феврале 1917 г. они так дружно и уверенно приняли отречение царя и начали славить Временное правительство.
"Это не было случайностью и данью моменту – что им стало выгодно, и они вдруг так поступили. Нет, если это и было, то только на поверхности, а в глубине лежали большие причины охлаждения между Николаем II и церковью, – рассказывает историк. – Николай II долго с императрицей ждали, когда будет в семье наследник, до этого были только девочки, как мы прекрасно знаем, и вот это был для них очень важный, серьезный момент. Для этого они ездили по разным святым местам. И вот тут случилось нечто – Николай II приехал в Саровскую пустынь, где было большое почитание Серафима Саровского. Это был очень почитаемый именно в народе старец. Я подчеркиваю – не в Синоде, а в народе – и вот там Александра Федоровна искупалась в источнике, и затем родился цесаревич Алексей".
После этого Николай вознамерился канонизировать Серафима Саровского, но для церкви оснований для того, чтобы сделать его святым, было мало. Как объясняет историк, тогда и пошел крен в расхождении взглядов между Николаем II и церковной общественностью. К тому же, Николай пошел на невиданный шаг и издал указ о веротерпимости, который был издан в 1905 г., по указу запрещались церковные репрессии, провозглашалось равенство различных религий.
"Конечно, вся духовная братия была в шоке, они совершенно этого не ожидали и к этому не готовились, и вообще в таких условиях, в которых им предложил жить Николай II, они существовать не могли. Отношения царя с архиереями были натянуты, и отзвуки того конфликта мы слышим сейчас – не хотят его идентифицировать, чинят препятствия постоянные, проволочки возникают. Все это неслучайно и является отражением того кризиса в отношениях монарха последнего и этой удивительной организации под названием РПЦ", – говорит историк.
Отношение высших церковных чинов несколько отличается от чувств широких слоев верующих, приверженцев монархической идеи. Мученическая смерть бывшего царя стала удобным поводом для призыва каяться за советское прошлое – лейтмотив "святых 90-х". Приватизировав тему канонизацией, Церковь не допускает никаких дискуссий и пытается забыть, что Николай сам подписал отречение. И, что более важно, тогда над ним не довлел никто из будущего "красного лагеря", предали его собственное окружение, семья, отречение поддержала собственная Церковь. А в Екатеринбурге убили уже не царя и еще не святого, а просто гражданина Романова. Смерть безвинных людей – это, конечно, страшная трагедия, но в то время, когда начиналась гражданская война – и ни царя, ни монархии в России уже не было, точно такие же трагедии случались в каждом городе и в простых семьях, не осененных царственной властью.