13 декабря 2016, 13:27
•
147 • Аналитика
Русская планета
С каждым днем набирает силу скандал вокруг высказывания Никиты Михалкова о деятельности расположенного в Екатеринбурге «Ельцин-центра». 12 декабря заместитель исполнительного директора этого прекрасного учреждения историк Никита Соколов решил подать в суд на именитого режиссера, возглавляющего Фонд культуры. Правда, судиться Соколов намерен не как должностное, а как частное лицо.
О скандале
Что же такого обидного сказал Михалков лично для Соколова? 9 декабря мэтр выступал на парламентских слушаниях, посвященных реализации стратегии государственной культурной политики до 2030 года. В своей речи он прокомментировал деятельность «Ельцин-центра». По его словам, в стенах открытого в ноябре 2015 года учреждения ежедневно происходит «инъекция разрушения национального самосознания детей».
«Это вопрос национальной безопасности, поскольку сотни детей получают этот яд каждый день… На высочайшем технологическом уровне реализуется мощнейшая программа, которая практически разрушает реальное представление людей о том, что такое история России <…> Разговор идет не о том, чтобы закрыть центр, а чтобы скорректировать эту программу. Она разрушительна», — заявил Михалков.
Режиссер считает, что «Ельцин-центра» искажает представление подрастающего поколения об истории Отечества. Он попросил спикера Совета Федерации Валентине Матвиенко обратить внимание на функционирующее в Екатеринбурге учреждение. «Это нельзя пускать на самотек, потом будет поздно», — сказал Михалков, получив в ответ сухое: «Мы вас услышали».
11 декабря президент Фонда культуры выступил против открытия филиала «Ельцин-центра» в Москве в усадьбе Долгоруких- Бобринских на улице Малая Никитская, 12. «Я не считаю, что нужно делать филиал «Ельцин-центра» в Москве, так как больше тех площадей, что уже занимает музей, занимать нецелесообразно», — отметил Михалков. Также режиссер призвал создать комиссию, которая бы проанализировала мультимедийную экспозицию в екатеринбургском «Ельцин-центре».
10 декабря вдова первого президента Наина Ельцина обрушилась с критикой на любимца публики: «Я глубоко возмущена этими заявлениями Михалкова. И не только потому, что они лживые, не имеющие никакого отношения ни к «Ельцин-центру», ни к его деятельности. Поражает то, что он на протяжении уже нескольких месяцев распространяет ложь о том, как представлена история страны в музее первого президента России, не стесняясь выдергивать из контекста элементы экспозиции, навешивать ярлыки и прямо оскорблять людей, которые в те годы работали на благо нашей страны».
Ельцина напомнила, что в 1996 году Михалков был доверенным лицом Бориса Николаевича. «И тогда совсем иначе оценивал реформы 90-х и вклад «команды Ельцина» в строительство новой России. Если честно, то мне очень горько писать эти слова. Я и представить не могла, что через 20 лет он с легкостью отречется от того, что говорил и делал», — подчеркнула вдова первого президента РФ.
Представители политической элиты предпочли не комментировать в скандал. На публичном уровне Михалкова одернул только первый вице-спикер Совета Федерации Николай Федоров. Он написал Михалкову открытое письмо, где призвал его прекратить нападки на «Ельцин-центр», и напомнил режиссеру о том, что он разделял политику первого президента в 90-е.
Также сенатор сразу достал козырь из рукава и указал Михалкову на то, что «Ельцин-центр» открывали президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев, а попечительский совет Центра возглавляет сейчас Антон Вайно — руководитель администрации четвертого главы государства.
«Получается, что руководство страны и президентская администрация, сами того не ведая, выступают в роли «пятой колонны», внедряя, как Вы выразились, «яд» в сознание юных сограждан. А Вам удалось их разоблачить? Не перестарались ли Вы, уважаемый Никита Сергеевич?» — задает риторический вопрос Федоров.
О «Ельцин-центре»
Чтобы разобраться в ситуации, рискнем объективно взглянуть на деятельность «Ельцин-центра». В начале августа в соцсетях был запущен слух о том, что екатеринбургских школьников якобы обязали посещать музей первого президента. «Русской планете» это сообщение опровергли. Однако из представленной на сайте Центра информации следует, что в его стенах бурлит культурная и образовательная жизнь, в которую вовлечены как раз школьники и студенты.
В здании на набережной реки Исеть проходит огромное количество различных мероприятий: выставки, фестивали, семинары, круглые столы и пр. Также Центр выплачивает стипендии студентам и аспирантам Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина (УрФУ), оказывает материальную поддержку инвалидам и теннисистам.
«Ельцин-центр» площадью 88 тысяч квадратных метров — это не просто высокотехнологичный музей, где хранятся 30 тысяч экспонатов, имеющих отношение к первому президенту. По размаху деятельности это полноценная и достаточно богатая прогосударственная НКО (5,871 млрд рублей «добровольных имущественных взносов и пожертвований» за 2014-2015 гг.), распространяющая «мягкую силу». В чем ее главная цель? Изменить и сформировать более лояльное отношение общества и, прежде всего, поколения 90-х и нулевых к первым годам постсоветской эпохи.
Как известно, подростки лучше всего воспринимают информацию визуально. Неслучайно оформление музея доверили крупной международной компании Ralph Appelbaum Associates. Пришедшего в Центр окружают всевозможные изображения Бориса Николаевича. Но это совсем не те фотографии и кадры, которые навсегда останутся в памяти советского поколения. Здесь Ельцин изображен добрым, серьезным, иногда улыбчивым, а иногда печальным политиком.
Главный посыл Центра: Ельцин — личность многогранная и масштаб его реформ потомкам только предстоит осознать. Создатели музея воздействуют на сознание очень тонко. Образ уроженца Свердловской области не вызывает восхищения, равно как и отторжения. У думающего молодого человека формируется скорее нейтрально-положительное отношение к фигуре гаранта Конституции 1993 года.
Одновременно посетители музея могут наблюдать на экранах и стендах различные эпизоды из истории России, и, конечно, из эпохи 1990-х, которая откровенно романтизируется. И вот тут, пожалуй, наиболее явно вскрывается пропагандистская и в каком-то смысле тоталитарная сущность «Ельцин-центра», направленная на оправдание любых жертв и лишений ради идеалов «свободы и демократии».
Так, Александр II, Горбачев и Ельцин представлены лидерами, которые пострадали от искреннего желания вернуть страну на «цивилизованный путь развития» и дать гражданам больше политических прав. Иван Грозный, Петр I, Николай I, Иосиф Сталин, наоборот, топили народ в крови ради жажды абсолютной власти. Такого кощунственного и однобокого отношения к истории порой не позволяют себе самые ультралиберальные общественные деятели РФ.
Несомненно, что в словах Михалкова присутствует разумное зерно. Проблема «Ельцин-центра» заключается не столько в возвеличивании отдельных фигур, сколько — в формировании у россиян комплекса граждан «неполноценного» государства» и в очевидно предвзятом отношении к истории Отечества. По сути «Ельцин-центр» воссоздает советские штампы про угнетенных борцов с режимом и кровожадных правителей, вновь рисуя в сознании граждан черно-белую картину прошлого.
О Михалкове
Если бы на месте Михалкова, оказался бы любой другой человек, не имеющий дружеских отношений с президентом, то не стоит сомневаться, какая бы развернулась травля его в СМИ. К Никите Сергеевичу в России сложилось достаточно трепетное отношение и ему многое позволяется. Михалков всегда был близок к власти, никогда не бедствовал и умел доставать деньги на грандиозные творческие проекты. Кроме того, Михалков — фигура медийная, постоянно появляющаяся на ТВ и имеющая право высказывать собственное мнение.
Михалков — не оппозиционер, он человек нынешней Системы, фундамент которой закладывал Руцкой, Ельцин, Березовский и Путин. Он никогда не позволял себе ссориться с теми, кто находился и находится у руля. Политические взгляды Михалкова можно охарактеризовать как консервативные и патриотические, однако какой вклад в искусство, культуру и осмысление истории внес он сам?
Без сомнения в советское время Михалков был одним из талантливейших актеров и режиссеров. Дебютная работа «Свой среди чужих, чужой среди своих» сделала его кумиром всех поколений. Но оценки «шедевров» Михалкова после 1991 года у критиков сильно расходятся. Наиболее спорными выглядят два крупнобюджетных блокбастера «Утомлённые солнцем 2», где советские солдаты и офицеры в основном показаны безмозглыми пьяницами, которых больше интересует выпивка, женское тело, чем победа над нацистами.
В этом контексте заочный спор Михалкова с апологетами «Ельцин-центра» о том, как стоит преподносить историю подрастающему поколению, напоминает посвященный нравственности спектакль с обнаженкой в каком-нибудь «Гоголь-центре». Со словами режиссера про тлетворное влияние «Ельцин-центра» можно согласиться, но роль Михалкова в современной российской культуре при всей величине его таланта не является примером для молодого поколения.
Теги:
Места: Россия
Персоны: Борис Ельцин
Подпишитесь на нас
Вконтакте,
Facebook,
Одноклассники