Фото из открытых источников 1 декабря, президент РФ Владимир Путин впервые посетил Архиерейский собор РПЦ, который проходит в храме Христа Спасителя в Москве.
Президент выступил на Архиерейском соборе Русской православной церкви – сам по себе этот факт уже беспрецедентен. Но, кроме уникальности самого этого события, важно и то, о чем говорил президент. Он вспоминал прошлое и размышлял о будущем. Он говорил о ценностях – вечных, русских, неизменных.
События, подобного нынешнему, не было в России 228 лет – последний раз глава государства присутствовал на Соборе русской Церкви в 1689 году. Но тогда ни один из двух царей-соправителей, Петр и Иван, на соборе не выступали по причине малолетства. Но вообще сама традиция церковных соборов целиком связана с государственной властью. Все великие Вселенские соборы созывались византийскими императорами, которые считались защитниками веры и Церкви.
Подобные соборы проходят раз в несколько лет, но предыдущий состоялся в прошлом году, поэтому нынешний был отчасти юбилейным. Он приурочен к столетию восстановления патриаршества в России, отмечавшегося на днях. Патриаршество было ликвидировано в начале XVIII века, при Петре Первом – и восстановлено лишь после свержения монархии. К упразднению патриаршества привел кризис не только в отношениях власти светской и церковной, но и страшный надлом в отношениях между властью и народом в целом, случившийся за несколько десятилетий до этого, после раскола середины XVII века.
Этот надлом, проявившийся как в ориентации «элиты» на Запад, так и в огосударствлении церкви – когда вместо патриарха ею управлял синод, то есть государственные чиновники – спустя два века закончился смутой 1917-го. Рухнула монархия, чуть было не погибла и страна вообще – но до начала гражданской войны Церковь успела восстановить патриаршество. То, что сделал патриарх Тихон, Владимир Путин называл сегодня подвигом: «Святитель Тихон тогда, принимая на себя миссию патриаршего служения, совершил, безусловно, подвиг во имя Бога, веры и своего народа. Он сознавал, что возлагает на себя колоссальную личную ответственность в тяжелейший для страны период, понимал, что встретит не почести со стороны новых властей, а открытую их вражду. По сути, он понимал, что это для него означает. Но с новоизбранным Патриархом были помыслы и надежды людей, которые ждали от него защиты, поддержки и наставления, вразумления тех, кто всё дальше погружал страну в междоусобицу. Патриарх Тихон, служители Русской православной церкви в полной мере разделили судьбу России и её народа, были рядом с людьми в их бедах и испытаниях».
Президент специально отметил, что несмотря на все репрессии против Церкви, ее служители «сберегли самое главное – веру, помогли нашему народу, и здесь, и на чужбине, сохранить культуру, историю, обычаи, традиции, национальный характер».
И эти ценности перемололи те принципы и идеи, которые пытались привить «строители нового мира» - Россия отторгла их. Фактически об этом и сказал Путин: «Жизнь всё расставляет по местам, чётко отделяет наносное, искусственное от истины. Именно подлинные ценности, патриотизм явили свою силу и стали опорой для наших воинов - солдат Великой Отечественной войны, защитников и наследников тысячелетней России. Во всех храмах совершались тогда молебны, звучали слова «о даровании Победы воинству Отечества нашего».
Президент вспомнил и другие критические моменты русской истории, связанные со служением Церкви Отечеству. Например, о том, как мужество и стойкость патриархов Гермогена и Филарета «стали для нашего Отечества символом одоления внутренней смуты и иноземного нашествия начала XVII века, символом духовного, национального подъёма Российского государства». И события совсем недавнего, но тоже смутного времени – когда на фоне кризиса 90-х шел «огромный рост авторитета церкви в обществе»: «Когда ослабли многие государственные, общественные институты, когда жизнь, буквально перевернулась, именно церковь поддерживала людей, давала надежду, помогала обрести нравственные, духовные, жизненные ориентиры, призывала к согласию и единению. В том, что тогда удалось сохранить Россию, не допустить перерастания конфликтов в новый гражданский раскол, – огромная заслуга Русской православной церкви, так же как и других российских религиозных организаций».
Говоря о сегодняшней деятельности РПЦ, Путин, отметив, что она «год от года расширяет своё общественное, социальное служение», упомянул самые разные сферы деятельности – от нравственного просвещения до межнационального диалога. И перечислил те, в которых государство «рассчитывает на продолжение нашего соработничества»: «Образование и здравоохранение, сохранение культурного и исторического наследия, поддержка семьи и воспитание молодёжи, борьба с социальными недугами».
Напомнил Путин и о том, что каноническая территория РПЦ распространяется за пределы России. Тем более, что в зале присутствовали иерархи из 13 из 15 советских республик (приходов РПЦ нет только в Грузии – там своя, автокефальная православная церковь, и в Армении, где практически нет русского населения). Единая русская православная Церковь это ведь и есть та главная, нерушимая скрепа, что держит единство русского мира вопреки всем развалам СССР и любым раздраям с той же Украиной.
Президент сказал, что он надеется, что РПЦ, опираясь на свой авторитет в мире, окажет посильное содействие объединению усилий мирового сообщества для возрождения Сирии и гуманитарной помощи её гражданам, восстановления разрушенных культурных и духовных центров. Причем он уточнил, что много раз говорил с Патриархом Кириллом об этом – «и мы готовы поддержать все конфессии и все христианские направления – все без исключения. У нас сегодня такая возможность есть, и мы готовы к этой совместной работе». То есть Россия будет помогать в защите в Сирии не просто православных, но христиан как таковых. Потому что при всем различии есть общие угрозы – и это не только террористы.
«Новые технологии, глобальное информационное пространство, интеграция, взаимозависимость оказывают огромное влияние на общество, повседневную жизнь людей во всех странах, открывают колоссальные, поистине безграничные возможности. И перед всеми нами – и в том числе, безусловно, перед Церковью, религиозными деятелями – стоит сложнейшая задача – сделать так, чтобы всё это служило только добру, благу каждого человека и всего человечества. Что будет, если цивилизация растратит свои духовные и гуманистические начала, какими рисками для будущего человечества это обернется? Уже сегодня мы видим, как размываются традиционные ценности во многих странах, и это ведёт к деградации (института семьи), к взаимному отчуждению в обществе, обезличиванию людей. Равнодушие и безразличие, утрата ценностных ориентиров оборачиваются ростом радикализма, ксенофобии, конфликтами на религиозной почве. Разрушающий человека эгоизм превращается в агрессивный национализм. Духовную пустоту заполняют экстремисты и идеологи терроризма, враги прогресса и всей цивилизации».
Все эти вызовы не повод запираться в «крепости Россия» - нужно быть в гуще событий, оставаясь при этом самими собой, тогда и остальные народы к нам потянуться: «Действительно, мир стремительно меняется, переживает очень сложный этап. Наша страна неотделима от глобальных процессов и тенденций. Мы должны стремиться быть лидерами в технологической области, экономике, знаниях в самом широком смысле этого слова, чтобы обеспечить благосостояние и безопасность своих граждан. При этом всё больше людей смотрят на Россию как на ориентир незыблемых традиционных ценностей, здравого человеческого бытия. Убеждён, чтобы достойно ответить на вызовы будущего, мы должны отстаивать справедливость, истину, правду, сохранить свою самобытность и идентичность, опираться на нашу культуру, историю, духовную, ценностную основу. Идти вперёд, впитывая всё новое и передовое и оставаться Россией – навсегда».