Просто удивительно, в какое распространённое клише превратились многочисленные изображения Владимира Путина в России, считает берлинский фотограф Сандра Раткович, побывавшая в Москве и запечатлевшая различные места и людей в городе. В интервью Deutschlandfunk она рассказала, что «культ Путина» был одним из аспектов, которые она стремилась заснять, причём ей даже не пришлось специально выискивать подходящие кадры: чуть ли не у каждой станции метро непременно находилась палатка, в которой продавали футболки с принтами, содержавшими различные вариации изображений российского президента.
Путин в хаки с автоматом, Путин верхом на медведе, Путин в солнечных очках, Путин со щенком сенбернара — сначала ей попадались футболки, потом — фигурки, которые можно поставить на полку в гостиной. Всё это Сандра Раткович встречала не только в дешёвых сувенирных лавках для туристов, но и в представительном ГУМе — там продавались более дорогие дизайнерские варианты. Фотограф подчеркнула, что она ожидала чего-то подобного, но не в таких масштабах.
В то же время она выразила неуверенность по поводу того, можно ли считать нечто подобное пропагандой: «Это скорее похоже на игру, которой все подыгрывают — так мне показалось». Как пояснила Раткович, такое впечатление у неё могло возникнуть отчасти потому, что она сама пребывала в отличном настроении, отчасти из-за того, что в Кремле она видела даже корейских туристов, обряженных в футболки с российским президентом, и они, очевидно, «вообще не понимали, что они там делают».
В результате у фотографа из Берлина сложилось ощущение, что всё это не имеет политического подтекста, а больше напоминает «почитание поп-звезды». Для себя Раткович провела сравнение с Майклом Джексоном, который тоже обрёл отдельный образ в общественной культуре.
Кроме того, в интервью Deutschlandfunk немецкий фотограф поделилась своим изумлением по поводу уровня милитаризма в российском обществе. В частности, она побывала в музее Великой Отечественной войны и увидела, что даже детей воспитывают в соответствующем духе: первым, что попалось ей на глаза, был огромный стенд с игрушечными «Калашниковыми», винтовками и моделями танков, которые можно было приобрести в качестве сувенира на память. При этом ещё до начала осмотра экспозиции многие родители покупали всё это своим детям. Больше того, рядом с музеем находились детские аттракционы, и если обычно в таких местах можно покататься на небольших машинках, то в Москве вместо них были маленькие танки, поражается Раткович.
Между тем она отмечает, что наблюдает и переход к другой, открытой, международной России: старые фольклорные элементы и военные символы сталкиваются с глобализацией по всей Восточной Европе, не только в России. Пока что всё это существует бок о бок, поэтому в целом складывается «крайне абсурдная» картина, а люди как будто существуют в каком-то переходном состоянии, заявила берлинский фотограф в интервью Deutschlandfunk.
Фото: Reuters
Подпишитесь на нас
Вконтакте,
Facebook,
Одноклассники