Страдания христиан на Ближнем Востоке часто используются для осуществления планов авторитарных правительств — особенно тех, которые утверждают, что ведут «войну с терроризмом».
В последние годы Башар Асад использовал такие страдания в качестве одного из способов ослабить внимание к своим злодеяниям и не допустить их расследования. Например, он посылает в Вашингтон, делегации христиан-лоялистов, задача которых — донести одну простую идею: единственной причиной беспорядков в истерзанной войной стране являются мусульманские экстремисты, следовательно, это косвенным образом означает, что последней линией обороны для этого страдающего религиозного меньшинства является «светская» диктатура.
Такое изложение событий было удобным и хорошо продуманным. И эта риторика работала лишь из-за того, что никто не обращал внимание на ответственность режима за разрушение или уничтожение большинства церквей в Сирии, за совершаемые им аресты, пытки и убийства антиправительственных христианских активистов. И за документально подтвержденные факты его тайного сотрудничества с теми самыми джихадистами, от которых, как он теперь утверждает, он защищает беззащитных последователей евангельского учения.
Возможно, бойцы информационного фронта из «Мухабарата» (сирийской секретной службы — прим. перев.) и положили глаз на такую легкую добычу, как Тулси Габбард (Tulsi Gabbard), Дейна Рорабейкер (Dana Rohrabacher) и Себастьян Горка (Sebastian Gorka). Но на то, чтобы подвергать преследованиям наместников Христа на земле, у них никогда не хватало смелости. Похоже, что эту работу оставили бывшему КГБ.
Редакции The Daily Beast стало известно, что российские власти недавно попытались обмануть Папу Франциска и вынудить его предоставить имприматур — одобрить аналогичный пропагандистский трюк, на этот раз рассчитанный на снижение градуса враждебности в российско-американских отношениях в Сирии под видом братской межконфессиональной солидарности. И когда понтифик отказался, один из отделов Русской православной церкви (РПЦ) взял это на себя и все равно одобрил это (от имени Папы).
В прошлом месяце администрация президента Владимира Путина выступила с идеей «совместного заявления» — или госзадания — с которым должны были выступить глава РПЦ патриарх Кирилл (и папа Римский Франциск), призвав крупные державы на Ближнем Востоке к миру и «деэскалации».
Звучит довольно благородно. Но это заявление было частью более широкой инициативы Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), своего рода экуменического внешнеполитического ведомства РПЦ. Как следует из секретной записке разведки, предоставленной редакции The Daily Beast службой безопасности одной из западных стран, администрация Путина поручила ОВЦС использовать свою «широкую международную сеть» с целью «поддержки политики Кремля в Сирии… и поддержки режима Асада». В записке цитируются слова анонимного источника в РПЦ. По мнению администрации президента России, кампания должна была основываться на «поддержке или по крайней мере положительных заявлениях Святейшего престола».
Вот только Святой престол не поддался.
Папа Римский Франциск действовал осмотрительно, опасаясь того, что на заявлении рядом с подписью Патриарха Кирилла будет стоять только его подпись. Согласно секретной записке, в первоначальном документе, подготовленном ОВЦС, основной акцент был сделан на «нынешнем состоянии отношений между Россией и США» и подчеркивалась необходимость встречи между президентами Дональдом Трампом и Владимиром Путиным для урегулирования кризиса в Сирии. В качестве основополагающей предпосылки в документе упоминался предполагаемый статус Асада как защитника религиозных меньшинств.
Ватикан, как следует из записки, возразил, заявив, что он хочет, чтобы в этом участвовали «не менее пяти других патриархатов восточных церквей и местных католических церковных иерархов — особенно Архиепископ Константинопольский и Вселенский Патриарх Варфоломей I». Ватикан ясно дал понять, что без Варфоломея Франциск в этом участвовать не будет.
Дискуссии между Римом и Москвой по поводу содержания и формулировок заявления вели соответственно председатель Папского Совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох (Kurt Koch) и руководитель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион.
В соответствии с поставленной целью (попытаться получить папское благословение на то, чтобы свести к минимуму новую холодную войну или «горячий мир» между странами) Иларион, как говорят, хотел включить в текст еще и представителей американских христиан, в том числе Франклина Грэма (Franklin Graham), президента Евангелистской Ассоциации Билли Грэма. Ватикан не одобрил и эту идею.
16 апреля Вселенский Патриарх отец Варфоломей I все-таки отказался поддержать совместное заявление, а значит, Папа Франциск подписать его не мог. Это было предельно ясным обязательным условием Ватикана. Но Отдел, возглавляемый митрополитом Волоколамским Иларионом, продолжил эту работу и все равно опубликовал документ, представив его как результат плодотворной беседы Патриарха РПЦ с главой Римской Церкви. Это подхватили все русскоязычные СМИ. Что вызвало недовольство Ватикана.
По имеющимся сведениям, 17 апреля Кох позвонил Илариону и обвинил его в том, что тот незаконно использовал имя и слова главы Католической церкви. Говорят, что Святейший Патриарх Кирилл сейчас также возмущен действиями Илариона и пригрозил найти для РПЦ «нового министра иностранных дел».
В окончательном тексте заявления США и Россия выделены не были, однако в нем содержался призыв к «странам Организации Объединенных Наций и особенно членам Совета Безопасности… преодолеть свои разногласия и работать сообща во имя мира во всем мире». Вместе мы «призываем политических лидеров не допустить дальнейшей эскалации напряженности, избегать конфронтации и встать на путь диалога»
Источник, близкий к Ватикану, в интервью The Daily Beast в общих чертах подтвердил это сообщение. Он заявил: «Это было одностороннее заявление, с которым выступила Россия, а не совместное заявление с Ватиканом, и можно на 100% быть уверенным в том, что Ватикан с ним не выступал. Обычно, если Ватикан выступает с совместным заявлением, он публикуют его в официальном бюллетене на сайте пресс-службы и в ежедневной газете „Оссерваторе Романо" (Osservatore Romano), а это заявление никогда в этих изданиях не публиковалось, что говорит о многом».
О многом говорит и то, что можно было бы представить Московский патриархат аполитичным и прокатолическим, но ни то, ни другое не соответствует действительности. С начала 2000-х годов РПЦ тесно сотрудничает с ФСБ, российской службой безопасности. Бывший Патриарх Алексий II в советские времена якобы сам был информатором КГБ.
Церковь «всегда опасалась католической экспансии», пишут Андрей Солдатов и Ирина Бороган в своей книге «Новое дворянство: Очерки истории ФСБ», вышедшей в 2010 году. Они отмечают, что в 2002 году путинская служба безопасности выдворила из России пятерых католических священников, причем некоторых из них назвали иностранными шпионами. «ФСБ помогала ей (России) защищаться от западного прозелитизма…. Церковь в ответ благословляла спецслужбы на борьбу с врагами государства».
В черные ризы православия Путин облачил и свою новую государственную идеологию мессианского национализма, а сам предстал в главной роли Мессии. Кирилл не только поддержал переизбрание Путина на пост президента в 2012 году, но и назвал последующую «эру» его правления «божественным чудом». Действительно, церковь в последние годы ставит свою священную печать одобрения на каждом значимом политическом решении, принятом Путиным — от вторжения в Крым и его аннексии до институционализации гомофобии и подавления «дьявольского» гражданского инакомыслия в виде панк-группы «Пусси Райот».
Из-за всего этого вышеупомянутая попытка приобщить к сотрудничеству другие христианские конфессии некоторым наблюдателям кажется особенно возмутительной. «Это была циничная уловка России, предпринятая с тем, чтобы использовать реальные страдания ближневосточных христианских меньшинств в своих интересах, чтобы поддержать их кровавого партнера Асада, — говорит Альберто Фернандес (Alberto Fernandez), бывший американский дипломат, который сейчас возглавляет Ближневосточные вещательные сети. — Это тот самый Асад, который поддержал тысячи джихадистов, отправлявшихся в Ирак убивать ближневосточных христиан, а также других иракцев и американцев».
Сэмюэл Тадрос (Samuel Tadros), старший научный сотрудник Центра свободы вероисповедания Института Хадсона, добавляет, что для проведения информационной кампании, которая проходит под предлогом обращения к чувствам Запада, используемая проблема христианских меньшинств фактически негласно пронизана антизападным самомнением: «И для Асада, и для Путина разыгрывание христианской карты выгодно по одним и тем же причинам. Используя христианских эмиссаров, оба пытаются позиционировать себя перед широкой аудиторией Запада — особенно в США и Ватикане — как единственных защитников христианства от исламистской угрозы и угроз нерелигиозного характера. Но это лишь половина их замысла.
Параллельно с позитивной пропагандой в отношении их самих ведется негативная пропаганда, направленная против Запада, его лидеров и политики. Это делается с тем, чтобы вбить клин между западными странами, а также подорвать и их решимость, и доверие к ним населения».