Подольск, Россия. — Бывший некогда директором советского завода Владимир Мелихов пережил жестокую борьбу за контроль над бизнесом в 1990-х и разбогател, занимаясь строительством. Теперь он вложил свои силы и деньги в дело, ставшее в России Путина действительно опасным: изучение российской истории.
Мелихов основал частный музей, посвященный «антибольшевистскому сопротивлению» и затрагивающий табуированную тему — причины, по которым казаки и другие граждане СССР, преследуемые собственным правительством, поначалу поддержали гитлеровское вторжение в Советский Союз в июне 1941 года.
Музей, размещающийся в трехэтажном строении, которое Мелихов собственноручно выстроил на принадлежащей ему земле в Подольске к югу от Москвы, не пытается обелить коллаборационистов. Тем не менее, он разозлил власти тем, что пролил свет на бесконечные гонения, последовавшие за большевистской революцией 1917 года и создавшие плодородную почву для появления перебежчиков в войне, унесшей 25 миллионов советских жизней.
«По-настоящему им не нравится то, что я заставляю людей осмыслить произошедшее в прошлом и происходящее сегодня», — сказал Мелихов.
В результате его назвали предателем на государственном телевидении, российские пограничники испортили ему паспорт, чтобы не дать ему выехать за пределы страны, а сам он столкнулся с чередой исков, по всей видимости сфабрикованных. На прошлой неделе подольский суд признал его виновным в незаконном хранении оружия и приговорил его к году «ограничения свободы» — домашнего ареста или иного ограничения свободы его передвижений.
Враждебность российских властей к Мелихову свидетельствует о том, какой чувствительной темой остается история Второй мировой войны, известной в России под именем Великой Отечественной — особенно в то время, как Путин и его окружение используют ее, чтобы упрочить собственное положение.
Они выставляют себя в качестве истинных наследников воевавших в то время патриотов и выставляют своих противников — таких, как борец с коррупцией Алексей Навальный, организовавший на прошлой неделе всенародные антикремлевские протесты — в качестве продажных предателей наподобие коллаборационистов с нацистами.
После того, как коммунизм рухнул, а либеральный капитализм как альтернатива потерял свою привлекательность, победа Советского Союза в войне против нацистов превратилась в неприкасаемый краеугольный камень новой государственной идеологии, выстроенной вокруг истории патриотического самопожертвования, дисциплины и национального единства и очищенной от всех неприглядных моментов.
«Миф Великой Отечественной войны служит основой для всей мифологии современной России после 1991 года, — говорит Сергей Плохий, родившийся в России гарвардский историк. — Все, что подвергает сомнению этот миф о победе единого русского народа над враждебным Западом, или привносит оттенки серого в черно-белый образ борьбы добра со злом, сталкивается с отторжением и нападками».
Мелихов — не единственный, кто стал жертвой такого преследования. Недавно в Москве государственная комиссия заблокировала решение петербуржских ученых присудить докторское звание историку Кириллу Александрову. Его диссертация, посвященная Комитету освобождения народов России — учреждению, созданному с немецкой помощью в 1944 году, чтобы привлечь противников сталинского режима — была признана недостаточно патриотической.
Мелихов считает, что для властей главным его преступлением стало не только непредвзятое изучение его музеем в Подольске и Ростове-на-Дону истории о ненавистных предателей. Большей проблемой, по его словам, является то, что открытое обсуждение выборов, сделанных русскими в ходе войны, подрывает усилия Путина по объединению России вокруг героических деяний прошлого и его враждебность к внутренним и внешним врагам, осадившим по мнению Кремля страну.
«Советский Союз рухнул, однако советская система власти и мышления осталась неизменной, — говорит Мелихов. — Произошла монополизация политической власти, монополизация экономики, монополизация новостей, монополизация гражданского общества. Все основные составляющие советской системы возвращаются обратно».
Все, что было среди улик, представленных против Мелихова в суде — дряхлое ружье 19 века и кучка патронов, не подходящих к принадлежащему ему оружию. Мелихов утверждает, что патроны ему подложили следователи.
«Я не раз сталкивался с бандитами в 90-х, однако сейчас все стало еще хуже: против властей невозможно бороться», — сказал он в интервью, взятом в его имении — огороженном комплексе из кирпичных строений, пышных садов и пруда, выстроенных на бывшей советской свалке.
Если бы не его интерес к истории, 60-летний Мелихов вполне мог бы вписаться в то, какой желает видеть Россию Путин: государство, основанное на традиционных ценностях и мачистском патриотизме.
Мелихов — потомок казаков, вольных конников, стерегших границы Российской империи и оказавшихся на передовой различных националистических движений после распада Советского Союза в 1991. Кроме того, он — православный христианин, выстроивший красивую деревянную церковь близ своего дома в Подольске.
Однако годы работы над старыми книгами и документами убедили Мелихова в том, что поощряемые Путиным и его сторонниками в православной церкви «русские традиции» на деле грубо искажают историю.
По его словам, хотя Путин и помог избавиться от советской неприязни к казакам, поддержавшим антибольшевистские силы в гражданской войне 1917-1922, он забыл о ключевой составляющей казачьего мировоззрения.
«Главной ценностью для казака всегда была его собственная свобода», — говорит Мелихов.
Такое толкование казачьей традиции, которую многие все еще ассоциируют с погромами и жестокостью на службе расширяющейся Российской империи, обеспечило Мелихову неожиданную поддержку среди российских либералов.
В число его верных поклонников входит Андрей Зубов, либеральный историк, уволенный с места в престижном московском вузе после того, как он сравнил захват Путиным Крыма с действиями Гитлера в 1939 году. Зубов быстро заслужил место в списке «предателей», составленном сторонниками Путина.
«Коммунизм как идеология мертв, — говорит он. — Коммунизма больше нет. Однако остались советский образ мышления и советская разновидность империализма, которые власти стремятся защитить от исторических фактов».
Если назвать кого-то предателем, добавил Зубов, это позволяет покончить с любой дискуссией. «Предатель — враг, и быть таковым чудовищно, однако для наших властей это стало еще одним наименованием для любого, придерживающегося иной точки зрения».
Вебсайт под названием «predatel.net» (предатель.нет) содержит перечень представителей московской интеллигенции и прочих, предавших по мнению его создателей свою страну, а также предлагает читателям заполнить форму и пополнить список.
Неизвестно, кто именно создал этот вебсайт, однако его посыл соответствует тому, что без устали распространяет Кремль и подконтрольные ему новости с начала украинского кризиса в 2014 году: Россия находится под угрозой изнутри и извне со стороны врагов, которых надлежит выявить и обезвредить.
По словам Мелихова, последнее из заведенных против него дел было организовано не местной подольской прокуратурой, но московским подразделением ФСБ, сменившей КГБ внутренней разведки, после того, как он публично поддержал оппозиционную политическую партию на прошлогодних парламентских выборах.
Также он воспротивился аннексии Крыма — главный показатель предполагаемого предательства, обвинение в котором Мелихов считает орудием в борьбе с теми, кто публично выражает свое несогласие с Кремлем.
По его словам, это и превращает два его музея в такую угрозу: они побуждают тысячи обычных русских посетителей поразмыслить над собственной историей и усомниться в таких грубых ярлыках, как «патриот» или «предатель». Также они обостряют вопросы об официальном освещении войны, уже поднятые без лишней шумихи историками.
Официальная интерпретация склонна преуменьшать значение пакта, заключенного Сталиным с Гитлером в 1939, его кровавые чистки в рядах офицеров, проведенные в 1930-х, и постоянное преследование предполагаемых внутренних врагов до самого начала нацистского вторжения.
В гостевой книге музея один посетитель написал: «Спасибо основателям и смотрителям этого музея за возможность взглянуть на страницы нашей истории, которые пытаются скрыть от нас власти».
В своем стремлении закрепить официальную картину героического единства и почти сверхъестественной выдержки, власти все больше ограничивают доступ к историческим архивам, открывшимся после распада Советского Союза.
Также они обрушились на историков, подвергающих сомнению такие известные легенды, как история 28 панфиловцев, якобы пожертвовавших собой, чтобы отстоять Москву от немецких войск зимой 1941.
Длительное время занимавший пост директора Государственного архива РФ Сергей Мироненко был уволен в прошлом году после того, как он разоблачил эту историю, выдуманную советскими пропагандистами.
В ответ российский министр культуры Владимир Мединский, придерживающийся глубоко консервативных взглядов, объявил, что неудобные исторические факты не должны стоять на пути важных национальных мифов.
Министр приказал относиться к героям войны, таким как Панфилов и его солдаты, как к «святым», а тех, кто ставит их подвиги под сомнение, назвал «мразями» и пожелал им «гореть в аду».
Поправка: 21 июня, 2017
Прошлая версия этой статьи содержала ошибочное утверждение о дате, в которой подольский суд признал Мелихова виновным в незаконном хранении оружия. Это произошло на прошлой неделе, 13 июня, а не «во вторник».