Слово "кукла" имеет разные значения. В куклы-игрушки играют дети. Взрослые мошенники мастерят "куклу" в виде пачки денег. Куклой называют бездушного человека. Для взрослых продаются куклы из силикона. В кукольном театре главный реквизит — куклы. Мы смотрим кукольные мультфильмы. Есть коллекционные куклы, как произведение изобразительного искусства особого рода. В общем, кукла — это образ, некий симулякр, вызывающий определенные чувства и сеющий приятные иллюзии, поднимающий настроение и дающий эстетическое наслаждение, а кому-то даже чувственное удовлетворение. Но куклой могут быть и некоторые приемы в экономике и политике. Таких кукол придумывают политические технологи по заказу политиков для привлечения голосов избирателей, например. Сами политики тоже популяризируют свой образ, играя в политические куклы.
Кукла Барби и её дети
Наверное, нет ни одного человека в мире, а в России тем более, который бы ассоциативно не связывал детство с куклами. У всех народов мира среди самых любимых детских игрушек были и есть куклы, которые изображают ребенка. Это куклы для девочек, которые по природе своей от рождения подражают своей маме — первому человеку, к которому самой природой сохраняется глубокая привязанность с первых минут появления на свет и на всю жизнь. Мама будет примером для дочери всегда. Даже тогда, когда дочь станет самостоятельным человеком, мама будет жить в ней, как бы повторяясь. И первыми детками девочки будут ее куклы, а она будет представлять себя мамой, копируя свою маму во всем. Такая вот философия жизни. Куклы в образе деток воспитывают будущую маму. Нельзя себе представить девочку без куклы.
У мальчиков свои игрушки и свои куклы, например, солдатики. Но это уже другое направление развития самосознания, свойственное мужскому характеру. Правы те, кто считает, что половое воспитание начинается с игрушек. Гормональная конституция человека не только задается генетически, но и формируется в детском возрасте в процессе воспитания. Не раз проводился эксперимент, когда маленьким детям давали возможность самим выбирать себе игрушки. И всегда был один результат: девочки выбирали кукол и посуду для них, а мальчики — машинки и пистолетики. Наверное, пора бы спросить, а при чем тут кукла Барби?
Кукла Барби появилась в России лет 30 назад в образе модной молодой женщины со своим гардеробом. Она быстро стала популярной, как сама идея американского счастья в то перестроечное время. Несмотря на высокую цену, многие родители, дядюшки и тетушки, бабушки и дедушки стали дарить куклу Барби своим дочерям, племянницам и внучкам. Был настоящий бум продаж заморской диковинки. Кукле Барби тут же придумали друга Кена ей под стать. Это был классический маркетинговый ход.
Но мало кто подумал о том, кого воспитывает кукла Барби и ее Кен на своем образе. Девочки уже не хотели быть мамой для Барби, то бишь бабушкой, а хотели быть похожей на нее, то есть Барби сама была им как бы мамой. И чуть позже этим девочкам стали нравиться мальчики, похожие не на сказочного принца-героя, а на Кена с голливудским прикидом. В сознании девочек непроизвольно стал формироваться идеал бой-френда а-ля Кен. Да и своих родителей они непроизвольно стали сравнивать с куклами Барби и Кеном. Родители в этом сравнении проигрывали и выглядели лузерами, не достойными подражания. Ну, а одноклассники и однокурсники могли рассчитывать на внимание девочек, если строили из себя Кена. Но эти кены тоже присматривали себе каких-нибудь барби-гёрл. Там же, где было упущено половое воспитание, кое-где стали срочно вводить среди подростков половое просвещение с раздачей презервативов. Барбикенизация подростков возбуждала ранний интерес к мэйк-лав. А это уже другой тип игры, не семейный в дочки-матери.
Примерно в то же время на прилавках детских магазинов появились куклы в образе героев из западных фильмов-ужасов для детей и из интернетовских игр. Они стали не менее популярными, чем Барби и Кен. Спустя время, детские психологи подняли тревогу: игрушки-страшилки разрушают детскую психику. Правительству пришлось принимать меры, как всегда, запретительные. Усилен был контроль и за качеством материалов, из которых заграничные производители делали игрушки для сбыта в России — дешевая синтетика и краски содержали в себе ядовитые вещества и были опасными для здоровья детей.
Барби и Кен под правительственные санкции не попали. Как-никак, а они собой представляют самую развитую демократию, под которую реформировали Великую Россию шоковой терапией.
А уж какое "кукольное чудо" дала русскому обществу американская демократия в виде силиконовой надувной секс-красавицы! Эта кукла оснащена специальным процессором и сервоприводами на самом современном наноуровне, даже умеет голосом изображать любовную страсть. Как пишут знатоки-гурманы в рекламе на интернетовских сайтах, "от живой бабы куклу не отличить". Внешне кукла выглядит, как королева красоты, "мисс Америка", то есть это мировой секс-символ для зависти и подражания. Маркетологи зря хлеб с маслом не едят. Иные наши женщины, чтобы быть по привлекательности не хуже этих символов, как им кажется, накачивают себя силиконом и делают пластическую операцию, иногда с трагическими последствиями. Репортажи об этом всё чаще появляются на телевидении. Знали бы они, что каждый зрелый мужчина в России следует житейскому правилу: если хочешь душевной теплоты и взаимности — не гоняйся за кукольной красотой. А ради недозрелых кенов зачем женщине стараться изменить себя под куклу и рисковать? Берегите женщину от влиятельных кукол!
Как бы ни возмущалась наша либеральная общественность, обиженная на большевиков и Сталина, но надо прямо и громко сказать нашим молодым мамам и папам: не покупайте своим детям Барби и Кена, если не хотите навредить психическому здоровью своих детей, выбирайте для них игрушки разумно. От этого зависит их личная и семейная жизнь в будущем. Подражание таким куклам убивает сначала человечность, а потом и личность.
Присяга гражданина
Пример с куклой Барби и силиконовой красавицей вполне очевидный и понятный. Но вот с виртуальными куклами-образами развитой демократии разобраться сложнее.
Депутатами Госдумы с азартом обсуждается текст присяги для иностранцев, принимающих российское гражданство. Копируется явно американский пример. Для чего? Говорят, якобы клятва новоявленного гражданина сделает его лояльным к России и ее народу, позволит в судебном или каком другом законном порядке лишать его гражданства и "депортировать взад", если он эту свою клятву нарушит.
Возникают естественные вопросы. Кто будет принимать эту присягу? Какая партия? Будет ли считаться лояльностью стране лояльность президенту, избранному на короткий срок? А если, наоборот, новый гражданин окажется в оппозиции российской власти и президенту, как быть тогда? Это сомнения в политическом смысле. А ведь есть еще и другие стороны гражданских отношений, свобод и обязанностей. Если человек осознанно по доброй воле хочет стать гражданином России, не достаточно ли существующего процессуального, административного и уголовного, гражданского права?
Авторы вариантов присяги пока не пришли к единому мнению. Может, и не надо блуждать в его поисках? Любой человек, принимая гражданство страны, обязан выполнить условия принятия гражданства, определенные законом, в том числе обязуется соблюдать конституцию страны и ее все законы и правовые нормы. А став гражданином, он автоматически по закону не только пользуется в полном объеме всеми установленными правами гражданина России, но и несет ответственность по всем гражданским обязательствам перед государством. Зачем присяга-то? Это в Америке правовые нормы подменяют совесть и отменяют стыд, а у нас по-другому. По вековой традиции нравственные нормы пока ещё признаются среди людей над законом, несмотря на культ правового государства в либеральной среде. Это плохо или хорошо?
Вот, к примеру, студенты медвузов принимают клятву Гиппократа. Это не правовой акт, а традиция. А все ли ее соблюдают, следуя праву? Коммерциализация системы здравоохранения в соответствии с законом формально освобождает медиков и фармацевтов от такой химеры, как совесть. Врачи теперь не лечат, а зарабатывают на медуслугах, то есть переводятся на хозрасчет. Пациенты стали клиентами: чем больше клиентов, тем выше доходы в медицине. Под эту концепцию реформ здравоохранения (до перестройки говорили здравохранения) "оптимизировали" советскую систему медицинской помощи населению на американский манер. Лучше стало? Много ли толку, что родильные дома стали называть перинатальными центрами? Рожениц приходится возить в родильное отделение за десятки, а то и за сотню с гаком километров. Да и примут ли там? У правового государства "денег нет, но вы держитесь". Вот и вся клятва.
Другой пример. В судах с перестройкой ввели суд присяжных. То есть, это судебные заседатели, которые дают присягу судить честно. По-старинному целовальники — тогда в знак клятвы целовали крест перед богом. А кому теперь присягают присяжные? Судье? Или государству? Если государству, то почему судья может распустить присяжных? Наверное, именем Российской Федерации. Понимаем. Тогда причем тут присяжные, если с одной стороны их вердикт почти закон для судьи, а с другой судья им начальник? Конечно, тут есть традиция дореволюционной поры. Но чем хуже присяжных были бы народные заседатели по-старому с правами присяжных по-новому? Так в Америке же присяжные! Это всё та же Барби.
Очень древняя традиция — воинская присяга. Также присягали или клялись служивые вельможи государям. Избранные наши президенты с некоторых пор присягают народу, и тоже по чужой традиции престолонаследия или венчания на трон, называемой инаугурацией. Уж назвали бы эту инаугурацию по-русски венчанием на царство. После вступления в должность главы государства обещанное народу забывается и начинается прагматичная политика в решении государственных проблем с оглядкой на чиновников. Огромная масса чиновников не меняется. Так в чем смысл такой присяги? Смысл только ритуальный.
А вот гражданская присяга — полная нелепость или чушь, как говорит наш президент. Кому присягать? Страну, народ, государство, население составляют их граждане. Не может гражданин присягать самому себе, поскольку он и есть страна, народ, государство. В России все граждане имеют одинаковые конституционные права и обязанности. Недопустимо делать граждан неравными. Либо присягают все, либо никто. Ведь принятие гражданства — законная формальность, а не вступление в масонскую ложу или в пионерскую организацию, где вступающие дают торжественное обещание.
Оцифрованный мир
В выступлении президента Владимира Путина на "прямой линии" 15 июня прозвучал странный для простого гражданина термин "цифровая экономика". Простой гражданин привык к экономике в цифрах. Причем, было сказано, что без "цифровой экономики" Россия не сможет развиваться в современном мире. Что же это такое?
Толкований множество.
Возможности цифровых или компьютерных технологий настолько разнообразные, что их даже систематизировать сложно. Уже говорят об электронных технологиях, обобщая понятия коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий. Появились выражения "электронное правительство" и "электронные деньги", а в Интернете — "электронные товары и услуги". Поэтому вместо "цифровой экономики" иногда можно услышать выражение "электронная экономика". В поверхностных рассуждениях проявляются три направления этого обобщающего понятия. Деление очень условное.
- Технологический инструмент управления экономикой в широком её понимании, который выделился в самостоятельную отрасль экономики, обозначенную двумя буквами IT. Это цифровая передача данных, их обработка и хранение вместе с программированием, если говорить коротко. Другими словами, "цифровая экономика" - это отрасль экономики и один из её инструментов.
- Особая рыночная форма экономических отношений с использованием технологий IT. Она включает в себя цифровое индексирование людей, товаров, производителей и пр. и автоматический сбор данных, моделирование финансовых потоков и управление ими. То есть, "цифровая экономика" - это одна из форм рынка.
- Под "цифровой экономикой" предлагается понимать и широкое внедрение цифровых технологий с компьютеризацией в государственное управление. Поскольку государство является политической надстройкой экономики, то "цифровая экономика" немыслима без "электронного правительства".
На самом деле, всё едино и представляет собой один и тот же процесс эволюции человеческого общества. Он обусловлен технологическим прорывом в области коммуникаций и информационного обмена. Человек сам по себе — это активная биологическая оболочка, заполненная информацией. Он сам по себе продукт информации. Меняется информация — меняется человек, меняется человек — появляется новая информация. Процесс непрерывный. Но что будет дальше?
Глобалисты-финансисты не только мечтают, но и стремятся оптимизировать под свои амбиции всю мировую экономику и технологично управлять ею, как пастыри стадом. Основной критерий оптимизации и эффективности управления — деньги, которые уже сейчас всё больше и больше переходят в электронную форму. Деньги — это не банкноты, а цифры на банковских счетах и кредитных карточках. В такой форме их легко учитывать, контролировать, производить и изымать. Все операции с электронными деньгами может производить компьютер по заданной программе без непосредственного участия человека. Например, на валютных биржах выигрывает тот игрок, у кого "умнее" компьютер, подключенный к биржевым информационным сетям. Вот это и есть "цифровая экономика" в первом приближении. Экономика теперь начинается с денег, а не с товаров и услуг.
Компьютеры и достижения в электронике уже в наше время потенциально позволяют вести учет населения всей земли с точностью до одного человека от его рождения до смерти. Причем по многим параметрам и качествам. В этом учете человек будет представлять собой цифровую информационную модель, обновляемую периодически без ведома самого человека. Компьютер по заданному алгоритму будет автоматически определять насколько выгоден или невыгоден, нужен или ненужен человек стаду и пастырям.
Компьютеры могут менять сущность человека, как творца любого продукта и как потребителя. Роботизированные фабрики уже не новость. Роботы умеют играть в шахматы, сочинять музыку и учатся писать стихи, воюют с живыми людьми и между собой. Человек несет в себе генетическую информацию, выраженную в его индивидуальном генном коде, что очень удобно для компьютерных технологий в медицине и биологии. Биологическая наука уже сейчас позволяет разработать технологии по производству людей с заданными качествами и регулировать запрограммированным искусственным способом рождаемость, продолжительность жизни. Почему бы компьютерам не поручить вести демографическую политику в заданном алгоритме? Глобалистам была бы выгодна такая оптимизация цифрового мирового сообщества: им не надо было бы ломать голову над решением социальных проблем и нести непрофильные социальные расходы. Отработавший свой ресурс или нестандартный человеческий организм просто отправляется в мир иной.
В результате такой эволюции весь мир разделится на пресловутое "мировое стадо" и его "пастырей". В качестве грубого примера можно привести стадо коров с вживленными чипами на ферме где-нибудь в Нидерландах. Хозяин стада с помощью компьютера контролирует его продуктивность, ведет отбраковку животных, регулирует воспроизводство и рассчитывает расходы на корм, определяя оптимальный рацион и время кормления. Собственно, всё это тоже делает компьютер, обеспечивая максимальную прибыль хозяину. Так же можно управлять сообществами людей, государством.
Коммунистическая теория в СССР возвышала человека. А кого возвысит "цифровая экономика"? Кому она выгодна и какая у неё цель? Если с этим не определиться в первую очередь, то "цифровая экономика" может стать грандиозной куклой Барби от глобалистов, а не продвинутой технологией управления. Такую куклу уже дарил нам Сорос в виде филантропических, на первый взгляд, образовательных и культурных программ. Такой барби-куклой оказалась и перестройка с ускорением. Обществу нужна ясность самой идеи и её перспективы.
Григорий ВАНИН