Пусть даже результат намеченных на 18 марта президентских выборов не вызывает ни у кого и тени сомнения, Владимир Путин хочет добиться переизбрания с максимальным результатом и явкой. Для достижения желаемого результата в 70% голосов при 70% явке нет лучшего способа, чем примирение двух традиций российского общества: православия и коммунизма.
Коммунистическая идеология «очень сродни христианству»
В вышедшем в эфире телеканала «Россия 1» документальном фильме о Валаамском монастыре на Ладожском озере в Карелии, Путин сказал, что «коммунистическая идеология очень сродни христианству на самом деле. Свобода, равенство, братство, справедливость — это все заложено в Священном Писании, это все там есть. А кодекс строителя коммунизма? Это сублимация, это просто такая примитивная выдержка из Библии, ничего нового не придумали». Кроме того, он сравнил лежащего в мавзолее Ленина с мощами православной церкви.
Тем самым он закрывает вновь разгоревшиеся по случаю прошлогоднего столетия октябрьской революции споры о судьбе останков лидера большевиков: оставить их на Красной площади или захоронить вместе со Сталиным и эпигонами?
Сравнение Ленина с православными святыми пришлось не всем по душе. Хотя глава РПЦ патриарх Кирилл не стал ничего возражать и призвал голосовать за Владимира Путина на выборах, настоятель Богоявленского собора города Ишима (Тюменская область) епископ Евтихий (Курочкин) осудил «кощунственнейшие слова» президента, заявил, что не собирается «голосовать за тьму», и призвал прихожан последовать его примеру.
В тоже время КПРФ, которая представляет в качестве соперника Путина миллионера и директора колхозов, приветствовала слова главы государства. «Думаю, эти слова президента очень полезно и аргументированно сглаживают острые углы вокруг темы мавзолея, — отметил первый зампред ЦК партии Иван Мельников. — Кроме того, коммунистам и всем левым патриотическим силам понятно, что коммунизм близок к христианству настолько же, насколько от христианства далека та форма капитализма, которая сегодня имеет место в нашей стране, в нашей экономике».
Неоднозначные отношения патриарха и власти
Книги, в которых проводится сравнение коммунистической доктрины с учением Христа и коммунистических партий (особенно КПСС) с церковью (православной, а также католической) занимают целые стеллажи в библиотеках. Помимо идеологии, обе структуры сближают иерархия, торжественность, священное писание, святые у одних и вожди у других, отлучение или изоляция инакомыслящих, которые попадают в ад или на свалку истории. Коммунизм, как и церковь, пережил период расцвета и добился небывалых успехов.
Патриарх Кирилл относится к числу тех, кто пытался модернизировать православие. В рамках РПЦ он выглядит «западником». В 1980-х годах этот полиглот не раз бывал на Западе, что вызывало на его счет подозрения в связях с КГБ. В те времена было непросто перебраться за железный занавес без согласия «органов».
Тот факт, что он — сын и внук погибших в лагерях священников, и что в 1984 году его выслали из Ленинграда в Смоленск за критику советского вмешательства в Афганистане, ничего не меняет, а лишь иллюстрирует неоднозначность отношений церкви и политической власти во времена СССР.
Презрение советских властей
Строившие атеистическое государство большевики упразднили патриархат в 1917 году и начали безжалостные гонения на священников. Десять лет спустя (непризнанный властями) патриарх Сергий подтвердил легитимность власти Советов, что привело в ярость часть духовенства.
Отношение бывшего семинариста Сталина к православной церкви резко изменилось во время Второй мировой войны. В сообщении о нападении бывших немецких союзников на СССР в начале июля 1941 года он назвал соотечественников «братьями и сестрами», а не «товарищами». В 1943 году для укрепления национального единства против нацизма он восстановил патриархат, не забыв при этом наводнить его агентами НКВД (предшественник КГБ).
После войны церкви пришлось иметь дело с волнами антирелигиозных кампаний, и она оставалась в таком двусмысленном положении до 1990-х годов. Некоторые священники и иерархи шли на сделку с коммунистическим режимом из убеждений, из страха или же просто ради мира. Руководители церкви не проявляли ни малейшей симпатии к священникам, которые протестовали против посягательств на свободу вероисповедания и сближались с диссидентскими движениями вроде Международной хельсинкской федерации по правам человека. Власть в свою очередь мирилась с существованием религии при условии контроля над ней так, чтобы она охватывала главным образом престарелых людей (в первую очередь женщин).
Церковь и Путин против «упаднического» Запада
При Владимире Путине, который носит крест на шее и говорит, что был в тайне крещен по настоянию бабушки, церковь и власть сформировали практически совершенный симбиоз. Критиковавший войну в Афганистане патриарх Кирилл (в 2009 году он сменил Алексия II) теперь поддерживает войну в Сирии и аннексию Крыма.
Церковь вносит свой идеологический вклад в защиту традиционных ценностей от «упаднического» Запада: она оставляет позади гонения коммунистической эпохи (осуждая при этом несправедливое отношение Сталина к ней), но прославляет заслуги изменившего Россию человека, чтит память священников-мучеников, но вспоминает славную советскую историю в один голос с Путиным.
Православная церковь вновь стала официальной. Недавно Кирилл открыл храм в Академии ФСБ (наследница КГБ) для сотрудников и местных жителей. Речь идет об одной из 200 новых православных церквей, которые сейчас строятся в Москве.